francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

из истории воздухоплавания. В бой

«Все действия французских войск, будут решительными и уверенными, поскольку они будут основываться на надежных наблюдениях с воздушных постов. В то же время неприятельские полководцы увидят себя в положении людей, все планы которых раскрыты, которым надо прибегать к передвижениям ночью, подвергаясь опасности сделаться жертвами французских засад».

Гитон де Морво

"Воздушный шар? Здесь, на позициях? Что ему тут делать?.. Ваша миссия мне кажется очень подозрительной... Смотрите, как бы не пришлось вас расстрелять..."

Комиссар Северной армии



Революция требует революционных решений. В 1793 году Якобинский конвент обратился к учёным с призывом помочь Франции в борьбе с интервентами. И они откликнулись. В комиссию при Комитете общественного спасения потянулись изобретатели. Одним из них был Гитон де Мерво. Его идея заключалась в использовании привязных воздушных шаров для наблюдения и разведки. Строго говоря, Мерво не первый, кому в голову приходила эта мысль – её высказывал уже в 1783 году летавший на монгльфьере Жиро де Вилльет

Реализацию поручили Куттелю. Надо заметить, что основной проблемой, вставшей перед ним, было вовсе не создание шара – основные технические решения конструкции сферического шара были определенны Жак Александром Шарлем ещё десять лет назад. Их к этому времени существовало и летало уже достаточно много. Но, при одобрении проекта, комиссия потребовала, чтобы при производстве водорода для наполнения шара не использовалась серная кислота – продут стратегический, используемый в производстве пороха. Решение было найдено в разложении паров воды над раскаленным железом, изобретённом Лавуазье.

Сам же аэростат представлял собой шар диаметром 9 метров из ткани, покрытой газонепроницаемым лаком (автор состава – Жак Конте). Гондола, рассчитанная на двух наблюдателей подвешивалась на стропах непосредственно к баллону, без обруча. Удерживать воздушный шар должны были два троса, которые крепились к гондоле. Длин тросов (а значит и максимальная высота подъёма) равнялась 500 метрам. Это обеспечивало дальность наблюдения порядка 25 километров. Вопрос доставки сообщений на землю был решён сбросом мешочков с песком, в которые вкладывалось донесение. Этим же способом пользуется моя жена, если нужно скинуть мне с балкона забытый кошелёк или ключи. Для облегчения поиска, к мешочкам привязывалась яркая лента. Управление шаром с земли осуществлялось сигнальными флажками разного цвета и формы.

Разработав в общих чертах шар, его радостно предложили военным. Опешив от нежданного счастья, командующий Северной армией генерал Журден заявил, что не будет препятствовать войсковым испытаниям. При условии, что проводить их будет не толпа гражданских энтузиастов, а полноценное военное подразделение, полностью укомплектованное имуществом. Декрет о создании 1-й воздухоплавательной роты (на минуточку – на дворе XVIII век) был подписан 2 апреля 1794 г, после завершения испытаний шара. Под это дело Куттель получил чин капитана, а печник Деллоне (помним про процесс получения водорода) – старшего лейтенанта. Личный состав роты (числом в 50 человек) набрали из добровольцев среди рабочих и студентов. Для "аэростатьеров" была введена собственная униформа (!). (Фактически совпадала с формой инженерных частей. Отличие составляли пуговицы с изображением воздушного шара.) Базировалась рота на Шале-Медоне (начальник базы - Жак Конте). Для перебазирования имела собственный обоз.

Вскоре после формирования, рота погрузила в обоз шар, названый «Л'Антрепренан» («Предприимчивый») и отправилась под крепость Мобеж. Делоне сложил печь. Даже усовершенствованную, её пришлось непрерывно топить двое суток для наполнения баллона. Но вот шар наполнился и Куттель в сопровождении наблюдателя из инженерных войск выполнили первый боевой вылет. В дальнейшем, полёты производились чуть ли не ежедневно. На пятый день австрияки попытались сбить шар. Этот момент можно считать днём рождения зенитной артиллерии. Впрочем, дебют вышел неудачным и повторять опыт не стали.

При взгляде на открытку может возникнуть резонный вопрос. Аэростат "привязной" – почему же он ни к чему не привязан, а удерживается солдатами. Дело в том, что на рисунке запечатлено перебазирование 1-й воздухоплавательной роты из-под Мобежа к осаждённой крепости Шарлеруа. Путь в 48 километров был преодолён за 15 часов. Куттель в это время находился в гондоле. Удачное целеуказание привело к резкому повышению эффективности осадной артиллерии и вскоре голландцы, оборонявшие крепость, сдались.

Вскоре к Шарлеруа подошла австрийская армия. Сражение произошло 26 июня на высотах возле Флери. «Предприимчивый» находился при штабе. Боле того, в качестве наблюдателя с Куттелем поднимался генерал Моро. Эта дата могла быть в писана в историю военного воздухоплавания, как день первого пленения аэронавтов – дела складывались неудачно для французов и шар пришлось спешно спускать и эвакуировать. Однако, в итоге победа в сражении досталась французам – не зная о капитуляции Шарлеруа, австрийцы попали под огонь артиллерии из крепости и были рассеяны.

То есть успешная бомбардировка крепости, стала залогом победы. А она, в свою очередь, опиралась на воздушную разведку. Конвент был доволен действиями "аэростатьеров". В октябре учреждена Национальная воздухоплавательная школа (так же в Шале-Медоне), а в марте 1795 г. сформирована 2-я воздухоплавательная рота, приданная Рейнской армии...

В плен воздухоплавателей удастся взять только через год в Вюрцбурге. Тогда же первую победу запишет на свой счёт артиллерия.

P.S. Совершенно не понятно, к чему на обороте открытки упоминание о проекте Наполеона о воздушном десанте на Туманный Альбион. Это совсем другая история. Об этом – в следующий раз.

P.P.S. История «Предприимчивого» имела продолжение. Благополучно "отслужив" он был демобилизован и продан некоему фламандцу Робертсону. И уехал в Россию. Где выполнял увеселительные полёты в Питере, Москве, Риге и Вильно. Робертсон так же демонстрировал прыжки с парашютом с этого шара. И даже осуществлял полёты с научными целями с академиком Захаровым. На всём этом он заработал порядка миллиона франков. Вот уж, действительно – "Предприимчивый".

P.P.S. Разобрался с причинами разброса данных по максимальной высоте полёта Гей-Люссака. Во-первых, полётов было два: 20 августа они с Био поднялись до 6 400 м, а 16 сентября Гей-Люссак в одиночку поднимался до 7016 м. Во-вторых некоторые источники приводят вполне правильную цифру 3510. Не указывая, что это высота в "старорежимных" туазах. Что означает цифра 4000 метров на открытке – до сих пор не понятно. Такую высоту достигли Пилар и Розье ещё в 1784 году. То есть за двадцать лет до полёта Гей-Люссака и Био.


Другие статьи из истории воздухоплавания:

Паршюты.
Катастрофы
Наука на высоте
В бой
Мыльные пузыри Наполеона
Через преграды
Бомбардировщики XIX века
Практическое воздухоплавание в домашних условиях
100 рокiв першого польоту дирижабля Киiв
Падение шведского "Орла"
Балласт

Tags: Воздухоплавание, Почта
Subscribe

  • И подробности. Dream Dance Fest

    Вчера ездили в ДК Минского автозавода на Dream Dance Fest. Который одновременно являлся национальным отборочным туром на юбилейный 30-й "Славянский…

  • Spring fest. Red Cat. Гомель. 20 марта 2021

    В субботу ездили на весенний фестиваль в Гомель. Возили "Инопланетян" (младшая группа), "Тропы" (наши) и "Топор" (старшие). Это не мы :) Это…

  • Поколение Z

    В воскресение ездили в Борисов на 3-й международный фестиваль конкурс "Поколение Z". Не знаю, как на счёт "международного", но по области довольно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments