francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Бомбардировщики XIX века

При упоминании массированных воздушных бомбардировок городов обычно вспоминают армады "летающих крепостей" над Гамбургом. Если сказать, что речь про более ранний период, то припомнят Гернику. Уточнение о том, что эпитет "воздушный" в данном случае употреблён буквально и речь не об авиации, а о воздухоплавании, сразу же приводит разговор к Цеппелинам и истеричным возгласам немецких газет в сентябре 1914, о том, что французские дирижабли бомбят немецкие города.



Между тем, падающие с неба бомбы не стали открытием XX века. Один европейский город имел сомнительное удовольствие ощутить их на себе ещё в первой половине века XIX-го. Революция 1848-1849 г.г., да и вообще войны за независимость Италии от Австрийской империи у нас малоизвестны. При том, что слово "карбонарий" знают все, да и в современной им России события находили живейший интерес. Возможность появления Гарибальди в Крыму обсуждалась в петербургских салонах на полном серьёзе. В контексте же заявленной темы, важно то, что успешное поначалу выступление, к августу 1848 года было разгромлено. 11-го числа австрийские войска заняли материковую часть Венеции. Началась годичная осада города.

Тянулась она ни шатко, ни валко – ни штурмовать, ни обстреливать город, расположенный на островах, австрийцы не могли. Нужно было искать какой-то неординарный метод воздействия. И такой метод предложил артиллерийский лейтенант Franz von Uchatius. Он выдвинул идею доставлять фугасные и зажигательные заряды в город посредством неуправляемых аэростатов.

Австрийский подход к организации предприятия можно считать поистине образцовым. Для начала была выработана стандартная конструкция "аэробомбы" (именно такое название получил новый вид оружия). Баллон, диаметром 5,5 м, объёмом 82 кубометра, весом 23 кг, изготавливался из веретенообразных полос пищей бумаги, проклеенных на стыках тесьмой. На верхний "полюс" получившегося "глобуса" приклеивался круг их холщёвой ткани и петля для подвески аэростата. Внизу вырезалось отверстие и закреплялся деревянный обруч с жаровней из кровельного железа. Естественно, что для одноразового снаряда применили принцип теплового аэростата – добыча значительного количества водорода или светильного газа обошлась бы слишком дорого. В качестве топлива использовался древесный уголь в количестве до 7 килограмм, что обеспечивало 30 минут полёта.


Фугасная или зажигательная бомба весом 30 фунтов (примерно 13 кг) подвешивалась под жаровней. Сброс бомбы производился с помощью сцепки, фиксируемой специальным шнуром. Шнур обрезался на длину, рассчитанную исходя из времени горения, скорости ветра и требуемой дальности полёта.

Для определения скорости и направления ветра, перед налётом производился "пристрелочный" запуск пробного баллона. За ним наблюдали с нескольких различных точек с помощью теодолитов и наносили траекторию полёта на карту. Исходя из результатов, устанавливалась длина шнура. А, при необходимости, изменялось пусковая позиция. Велась и корректировка огня "по разрывам" в течение бомбардировки.

Мне не удалось найти указания на количество сброшенных на Венецию аэробомб, но речь далеко не про единичное применение. Один штатный обоз из пяти повозок вмещал ровно сотню аэробомб со снаряжением. Каждая пусковая станция, а их насчитывалось порядка десятка, мола запускать аэробомбы со "скорострельностью" один запуск в шесть минут.

Бомбардировка началась 15 июля 1849 года и возобновлялась в течение нескольких дней. Какого-то материального урона обороне города аэробомбы при таком способе наведения, нанести не смогли. Хотя был ряд удачных попаданий. В частности, одна из бомб упала прямо на площади Святого Марка. А вот психологический ущерб был весьма значителен. Осознание того факта, что у тебя над головой висит бомба и полная неизвестность насчёт того, где она упадёт вызывали ужас и панику.

22 июля город сдался. Не стану утверждать, что капитуляция стала следствием воздушной бомбардировки. Помимо аэробомб город периодически обстреливался с моря. Кроме того, к лету австрийцам удалось окончательно подавить вновь поднявших головы в начале года революционеров на материке. Венеция осталась один на один с империей. Да и целый год осады должен был сказываться. Но, то, что на решимости обороняться бомбардировка сказалась – несомненно.

PS Помимо первой воздушной бомбардировки, это ещё и первый случай применения вооружённых безпилотников.

Другие статьи из истории воздухоплавания:

Паршюты.
Катастрофы
Наука на высоте
В бой
Мыльные пузыри Наполеона
Через преграды
Бомбардировщики XIX века
Практическое воздухоплавание в домашних условиях
100 рокiв першого польоту дирижабля Киiв
Падение шведского "Орла"
Балласт

Tags: Воздухоплавание
Subscribe

  • Вот и первый снег пошёл

    Пытался сфотографировать, но... придётся верить на слово

  • Вежливая подстава

    Только что наблюдал аварию. Стою на перекрёстке на въезде в Жодино со стороны Минска. Длинная очередь ждёт зелёного светофора. Рено со встречной…

  • Прямо сейчас

    Над окраиной Жодино кружатся три мотодельтаплана

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Вот и первый снег пошёл

    Пытался сфотографировать, но... придётся верить на слово

  • Вежливая подстава

    Только что наблюдал аварию. Стою на перекрёстке на въезде в Жодино со стороны Минска. Длинная очередь ждёт зелёного светофора. Рено со встречной…

  • Прямо сейчас

    Над окраиной Жодино кружатся три мотодельтаплана