francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

100 рокiв першого польоту дирижабля Киiв

Никак не мог пройти мимо этой марки, тем более, что получил уже несколько экземпляров.


100 рокiв першого польоту дирижабля "Киiв" (100 лет первого полёта дирижабля "Киев") – на удивление корректная формулировка. Без ложного ура-патриотизма заявлений о "первом дирижабле в Украине" - и государства такого на тот момент не существовало, и изготавливал оболочку питерский завод "Проводник". Без странных формулировок о первом в России "Дирижабле цивильного назначения", ибо ничем принципиальным конструкция от "дирижаблей военного назначения" он не отличалась. В общем, с достоинством отметили достойное событие – первый полёт в Киеве дирижабля, носящего имя города и построенного киевлянином.

Тут, кстати, занимательный нюанс – человек родился и вырос в Киеве, но городском архиве сведений об этом нет. Как нет упоминаний его фамилии в делах студентов и выпускников Киевского политехнического института, который, как утверждается, он закончил. Как нет сведений о его семье и происхождении фамилии. Так что, приводя далее сведения о конструкторе, я ставлю пометку "вероятно":

Федор Фердинандович Андерс родился в Киеве 2 июня 1868 г. в семье токаря завода «Арсенал». Учился в реальном, потом в землемерном училищах. Доподлинно известно, что в 1910 году издал брошюру "Как служит аэроплан" и что являлся членом совета Киевского общества воздухоплавания (организовано в 1909 г.). А так же то, что построил и совершал полёты на дирижабле собственной конструкции (который и является виновником данной статьи). После катастрофы пытался построить усовершенствованный вариант и даже демонстрировал макет 1:20 на Всероссийской промышленной выставке в 1913 году. Но по другим данным он в это время работает у Цеппелина. Потом исчезновение до 1921 года, когда в СССР всплывает разработка "дирижабля системы Андерса" (защищался проект 13 мая 1924 г. в Академии воздушного флота). Точно известны дата смерти (31 мая 1926 года) и место захоронения - в Киеве на Байковом кладбище.

На сколько мне известно, существует единственная (!) фотография Федора Фердинандовича, а снимков "Киева" не сохранилось вообще. Что же он представлял из себя? Газеты описывали его так:

«Дирижабль имеет объем 890 м3. На нем установлен мотор «Анзани» в 25 лошадиных сил с водяным охлаждением. Длина баллона 51 аршин, а ладьи, подвешенной к баллону, — 25 аршин. На одной стороне лодки установлены мотор и другие механические приспособления, а на другой — небольшая металлическая корзина для пассажиров»

Дирижабль мягкой схемы с длинной гондолой внешне напоминал №3 от Сантос-Дюмона. Но имел не толкающий, а тянущий винт, сообщавший воздушному судну скорость до 40 км/ч. Двигатель размещался в середине гондолы и соединялся с винтом длинным "гребным валом". Кабина за двигателем вмещала трёх человек.


Первый полёт "Киева", как дирижабля состоялся 9 октября 1911 года. Ранее аппарат несколько дней демонстрировался на Печерском ипподроме, фактически, в роли привязного аэростата. Зрелище занятное, но не новое – в августе многократные подъёмы змейкового аэростата в городе производили военные воздухоплаватели, а в том же октябре подъём до 1000 метров и прыжок с парашютом выполнял Древенецкий.

Желающих поднимали на высоту метров двадцать на верёвке, которую удерживали солдаты воздухоплавательной роты. Вполне в духе Куттеля. Именно таким образом "Киев" совершил за свою карьеру около 150 полётов и "перевёз" порядка 200 пассажиров (из них 20 – в первый день), о которых говориться в источниках.

Это, с одной стороны, позволило проверить надёжность баллона, с другой – привело к потере части водорода за счёт утечек. В результате, в демонстрационный полёт отправился экипаж только из двух человек - Андерса и Вессера (по другим источникам – Анберга). Сын Федора Фердинандовича, Владимир, вынужден был наблюдать за происходящим с земли.

"Полет начался в 5 часов 15 мин. при полном безветрии.
Ф.Ф. Андерс занял место пилота, а место механика занял г. Вессер. Мотор был пущен на холостой ход за несколько минут до подъема, и, опробовав его работу, Ф.Ф. Андерс отдал приказание отпустить аэростат. Освобожденный «Киев» плавно поднялся на высоту около 30 м. Тут был включен гребной винт и, повинуясь своим рулям, аэростат медленно поплыл по воздуху по направлению к памятнику св. Владимира, затем повернул вправо и полетел над Подолом…

Около 20 минут Ф.Ф. Андерс производил различные эволюции над Подолом, описывая круги, восьмерки и ломаные линии, затем поднялся на высоту до 200 м. и направил свой аэростат к Вышгороду. Постепенно уменьшаясь по мере удаления, «Киев» исчез из виду около 6 часов вечера, и до полуночи не было получено никаких известий о месте спуска воздухоплавателей».

На высоте в сто метров дирижабль попал в мощный поток воздуха, для борьбы с которым 25-ти "лошадок" не хватило. К тому же, двигатель работал с перебоями. Андерс предпочёл лечь в дрейф и дальнейший полёт "Киев" совершал, как обычный шарльер. Его отнесло примерно на 120 км, где удалось совершить мягкую посадку.

В дальнейшем дирижабль совершал прогулочные и даже рекламные полёты. А так же претерпел некоторые изменения - Андерс увеличил объём баллона до 1000 м3, а двигатель "Анзани" сменил на 60-ти сильный "НАГ". Это обещало улучшить характеристики дирижабля (заявленные 40 км/ч, вероятно, относятся к этой модификации). Но вскоре аппарат был потерян.

«29 августа в 5 час. вечера со «Спортивного поля» в Киеве вылетел по направлению к Чернигову на дирижабле «Киев» В.Ф. Андерс. Дирижабль «Киев» построен был конструктором Ф.Ф. Андерсом, отцом пилота В.Ф. Андерса. Оболочка дирижабля имела 36, 5 м дл., в диаметре 7 м, емкостью 1000 м3 и наполнена была водородом; к нижней части оболочки дирижабля прикреплена гондола дл. в 20 аршин, в центре гондолы помещался мотор «НАГ» в 60 лошадиных сил. Вчера в Киеве получено телеграфное сообщение от пилота В.Ф. Андерса о том, что в 12 верстах от г. Остра дирижабль «Киев» сгорел, а сам он остался невредим».

Как можно спастись при пожаре на водородном дирижабле? Спрыгнуть с парашютом? На самом деле всё гораздо проще – возгорание произошло при попытке завести двигатель на земле после посадки.

Андерс получил страховку и с головой окунулся в проектирование "Киева-2", но построить его так и не удалось.

Tags: Воздухоплавание, Киев, Марки, Почта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments