francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Падение шведского "Орла".

«Пора пересмотреть вопрос о способах передвижения в полярных странах. Есть средство передвижения лучшее, чем сани, средство, будто специально созданное для исследования таких областей. Это — аэростат. Но не тот вполне управляемый аэростат, о котором только мечтают, перед которым преклоняются, потому, что его никогда еще не видели! Я говорю о воздушном шаре, уже существующем в настоящее время. На него смотрят неблагосклонно только потому, что обращают внимание лишь на его недостатки. Но у воздушного шара есть и свои преимущества. На таком судне можно заниматься исследованием ледовых пустынь».

(Из доклада в Академии наук Соломона Августа Андрэ
13 февраля 1895 г.)


Недавно в комментариях промелькнуло упоминание "Орнена", а тут сканировал марки для статьи про "Киев" и под руку попала марка со шведом. Так что сегодня о неудачной попытке достижения Северного полюса.

Воздухоплавателям очень скоро показалось мало проливов и гор. Захотелось чего-то глобального. Чего не может никто другой. Такую цель предложил в 1845 году Дюпюи-Делькур – Северный полюс. Идея прижилась в умах и проекты подобного предприятия то и дело возникали во Франции и даже в США. Но до реальной попытки дело дошло у шведов. Оно и понятно – для скандинавов это был не столько спортивный интерес, сколько поиск путей облегчения перемещений в северных широтах. Это сулило перспективу практического применения. Значит, привлекало инвесторов.

И реализацией занялись не теоретики, а люди хорошо знакомые с Севером. Инженер Соломон Август Андрэ руководил метеорологической экспедицией на Шпицберген на корабле «Вирго». Спутниками его вызвались быть физик Стринберг, прекрасный фотограф, и инженер Френкель. Спонсорами выступали Альфред Нобель (50 тыс. крон) и барон Диксон (30 тыс. крон), получивший титул благодаря финансированию экспедиции Норденшельда. Шведский король Оскар II поощрял не только спонсоров, но и принял участие аналогичной суммой.

Холод северных широт, столь сильно мешающий наземных путешественникам, должен был стать союзником воздухоплавателей. Ведь с падением температуры плотность воздуха увеличивается больше, чем плотность водорода в оболочке воздушного шара. Значит, растёт подъёмная сила (даже, несмотря на некоторое снижение объёма шара, за счёт сокращения объёма водорода). В этом легко можно убедиться на простейшем опыте – для уравновешивания воздушного шара на морозе потребуется больший груз, чем в помещении:


Проект шара "Орнен" (Орёл) Андрэ разработал самостоятельно, основываясь на опыте полетов, на аэростате "Свеа" в 1893-1885 г.г. Изготовление заказали французской фирме братьев Ламбшар. Баллон представлял собой шар диаметром 20,5 метра из трёх слоёв шёлка с лакированным чехлом. Вмещал 4500-5000 м3 водорода. Для стравливания излишков газа имел два боковых клапана. Гондола в виде закрытой цилиндрической корзины имела диаметр 2 метра. Внутри гондолы помещалось два спальных места. На крыше имелся балкон для наблюдений и управления полётом. Фишкой конструкции, с помощью которой Андрэ надеялся корректировать курс воздушного судна, было оснащение парусами, гайдропами и балластными канатами (общий вес этого оборудования едва не дотягивал до полутора тонн). Обильным было и оснащение: продовольствие на два с половиной месяца, продукты, оружие и патроны, сани, лодка, палатка, теплая одежда, спиртовая горелка, 13 буйков, 30 голубей, приборы и инструменты…

«Даже при аварии у нас будет большое преимущество перед обычной санной экспедицией, так как мы берем с собой продовольствия для обратного пути столько, сколько другим надо брать в оба конца. Мы не окажемся истощенными путешествием в первой половине его, и нас будет морально поддерживать сознание, что с приближением к населенным местам все главные препятствия остались позади...».


План экспедиции был следующим: добраться до Шпицбергена на корабле, построить укрытие для шара и смонтировать оборудования для газодобычи (что так же брала на себя французская фирма), дождаться подходящего ветра и достигнуть полюса. В дальнейшем предполагалось добраться до Америки или Азии, в зависимости от направления ветра.


Первые пункты особых проблем не вызвали. Весной 1896 года на острове Данске был смонтирован ангар, смонтировали оборудование, подготовили шар и… вернулись до следующего лета в Швецию. Попутного ветра дождаться не удалось. Он случился в следующем году в воскресенье 11 июля. В 14. 35 Андрэ скомандовал отправление, "Орнен" поднялся в воздух. И бесследно исчез на 33 года.

«Андрэ сказал нам, чтобы мы не беспокоились, если о нем не будет известий в течение целого года; он может спуститься в таком месте, откуда всякие сообщения невозможны, и провести зиму у лапландцев или эскимосов или в пустынной стране, предоставленный самому себе, а может вернуться на родину, только в следующем году»

(Машюрон, участник экспедиции на остров Данске)

Ну, не совсем бесследно – через пять дней был подстрелен голубь с координатами шара на полдень 13 июля. А в 1899 и 1900 г.г. было найдено два буя, сброшенных в первый день полёта. Но на этом всё. Спасательные экспедиции направленные на Шпицберген, к Земле Франца-Иосифа, к берегам Гренландии и Сибири не нашли ровным счётом ничего.

«Наше путешествие до сих пор идет хорошо… Прекрасная погода. Состояние духа превосходное».
(Записка, содержащаяся в первом буе)

Только в 1930 году норвежское судно «Братвог» обнаружило на острове Белом останки лагеря и три окоченевших трупа. А так же бортовой журнал и негативы, снятые Стринбергом.

Что же стало причиной катастрофы? Злую шутку с аэронавтами сыграло Солнце. Солнечные лучи нагревают оболочку воздушного шара и газ, заключённый в ней. Газ расширяется, объём его увеличивается. При отсутствии отдушины или клапана для стравливания излишков, может привести к разрушению оболочки. Для нашего случая важнее то, что увеличивается подъёмная сила. Что вроде бы для аэростата хорошо. Плохо то, что как только внешний нагрев оболочки исчезает, газ охлаждается и подъёмная сила падает.

"Орнен" летел над верхней кромкой облаков. Небольшое снижение и он ныряет в тучу. В тени шар остывает, теряет подъёмную силу и быстро снижается с 500 метров до 20. Вот где сказались полторы тонны бесполезных парусов, снастей и канатов. Оболочка намокает в тумане (надежда на то, что лакированная поверхность не будет впитывать влагу не оправдались). Там же, где вода, там и обледенение. Вес растёт, сброс балласта не помогает. Шар тащиться над самым людом периодически ударяясь гондолой об торосы.


14 июля 1897 года (65-й час полета) в точке с координатами 82 градуса 56 минут северной широты, 29 градусов 52 минуты восточной долготы на экипаж оставляет «Орнен» и пытается достичь берега на санях. Через два месяца, 5 октября, они достигли острова Белый. Последняя запись в журнале сделана 17 октября.

Tags: Воздухоплавание, Карта, Марки
Subscribe

  • Динамюндская крепость

    Раз коснулся Рижской крепости, следует упомянуть и динмюндскую, прикрывающую её со стороны моря. Расположена она в 14 километрах к северо-западу на…

  • Рижская крепость

    К 1812 году Рижская крепость включала Главную крепость на правом берегу Западной Двины, Цитадель, прилегающую к ней ниже по течению, и…

  • 2 (14) июля 1812 года. Оставление 1-й Западной армией Дрисского лагеря

    2 (14) июля, простояв в Дрисском укреплённом лагере всего три дня, русская армия покинула его и переправилась на другой берег Двины. 2-й пехотный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments