Очортъ! Рено FT-17, он же Малый Сопровождения Один. Борец за свободу тов. Ленин, чорт побери. Трактор первого уровня в WoT. (Из разговора про польские бронедедрезины типа R) |
Для начала краатко ситуация: К 1917 году Рено с подачи Этьена разработал лёгкий танк FT-17 компоновку которого до сих пор считают «классической». Конструкция оказалось весьма удачной и разошлась тиражом в 7820 штук по армиям многих стран. Трофейный экземпляр, захваченный в 1919 году, послужил прототипом для первого советского танка «Борец за Свободу товарищ Ленин» и ещё 14 машин, не получивших определённого индекса и именовавшихся «Рено Русский», «типа Рено» «Рено с двигателем ФИАТ», "КС" и т.п.
Три других FT-17 в 1918 отправились в Италию, где предполагалось развернуть их производство из местных комплектующих. Но окончание Первой Мировой и критический анализ позволили не копировать французскую машину, а разработать свой улучшенный вариант. Это выразилось в замене двигателя, развороте его поперёк корпуса, упрощении и уменьшении размеров последнего, увеличении размеров башни. В итоге FIAT 3000 оказался на тонну-полторы легче прототипа и гораздо более шустрым при том же бронировании.
Настолько шустрым, что транзитом через Польшу оказался в России. Где стал прототипом для первого массового танка МС-1 (Т-18). Он, а не сделанная «на коленке» копия FT-17, которую сочли тяжёлой, медленной? нетехнологичной и дорогой. То есть МС-1 это не только не то же самое, что «Борец за Свободу тов. Ленин», но даже не его потомок. Его делали другие люди, на другом заводе, на основе иной машины и с иным подходом.
![]() |
![]() |
|
Char leger Renault FT modele 1917 | Борец за Свободу товарищ Ленин | |
![]() |
![]() |
|
Carro d'assalto FIAT 3000A | Малый сопровождения -1 (Т-18) |
Собственно, цифры:
модель | FT-17 | FIAT 3000A | Рено Русский | МС-1 (Т-18) |
производитель | Renault, Berliet, Scheider, Delauney- Belleville |
FIAT, Ansaldo, Breda |
«Красное Сормово» |
«Большевик», Мотовили- хинский машзавод |
годы выпуска | 1917-1918 | 1921-1930 | 1920-1921 | 1927-1932 |
объём выпуска | 7820 | 152 | 15 | 959 |
боевая масса, кг. | 6800-7000 | 5500-5600 | 6800-7000 | 5300 |
экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 |
размеры | ||||
длина общая, мм | 4940-5000 | 4290 | 5000 | 4400 |
без «хвоста», мм | 4100 | 3750 | 4105 | 3470 |
ширина, мм | 1740 | 1670 | 1740 | 1760 |
высота, мм | 2 140 | 2200 | 2250 | 2120 |
клиренс, мм | 435 | 350 | 435 | 315 |
трак, мм | 330 | 280 | 343 | 300 |
вооружение | ||||
пушечное | ||||
тип | Puteaux SA18 * | Canonne da 37/40 * | Hotchkiss | Гочкисс-ПС |
калибр, мм | 37 | 37 | 37 | 37 |
боезапас, шт. | 240 | 68 | 104 | 96 |
пулемётное | ||||
тип | Hotchkiss* | сапрка S.I.A. * (позднее FIAT mod.1929) |
Hotchkiss** | Фёдорова (позднее ДТ) |
калибр, мм | 8 | 6,5 | 8 | 6,5 (7,62) |
боезапас, шт. | 4800 | 2000 | 2000 | 1800 |
* устанавливалось либо пушечное, либо пулемётное вооружение | ||||
** часть машин оснащена только пушками, часть без вооружения | ||||
бронирование, мм | ||||
вертикальное | 16 | 16 | 16 | 16 |
горизонтальное | 6-8 | 8 | 6-8 | 8 |
башня | 22 | 18 | 16 | 18 |
двигатель | ||||
тип | карбюраторный четырёхтактный | |||
изготовитель | Renault | FIAT | FIAT | «Большевик» (конструкция Микулина) |
цилиндров | 4 | 4 | 4 | 4 |
охлаждение | жидкостное | жидкостное | жидкостное | воздушное |
мощность, л.с. | 35 | 50-63 | 33,5 | 35 |
трансмиссия | ||||
тип | механическая с надвижными шестернями | |||
изготовитель | Renault | FIAT | «Красное Сормово» (конструкция Renault) |
«Большевик» |
число передач | 4 | 4 | 4 | 3 |
ходовая часть (количество на один борт) | ||||
число катков | 9 | 8 | 9 | 7 |
тележки | 1х3 3х2 | 4х2 | 1х3 3х2 | 3х2 |
подвеска | балансирная, на листовые полуэллиптических рессорах | пружинная свечная | ||
ведущее колесо | заднее | заднее | заднее | заднее |
ходовые качества | ||||
скорость, км/ч | 7,7 | 21-24 | 7,5 | 14,7 |
запас хода, км | 35 | 95-130 | 60 | 120 |
удельное давление кгс/см2 | ? | ? | 0,7 | 0,370 |
преодолеваемые препятствия | ||||
подъём, град | 45 | 20 |
38 | 38 |
окоп, мм | 1800 | 1320 | 2000 | 1700 |
стенка, мм | 600 | ? | 600 | 500 |
брод, мм | 700 | 600 | 700 | 800 |