francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Балласт


" - Мы поднимаемся?
- Нет! Напротив! Мы опускаемся!
- Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем!
- Выбросить балласт!
- Последний мешок только что опорожнен!
- Поднимается ли шар?
- Нет!…
…Чтобы облегчить корзину, пассажиры ее выбросили за борт последние запасы провизии и даже мелкие вещи, находившиеся у них в карманах…
- Все ли выброшено?
- Нет. Остались еще деньги - десять тысяч франков золотом.
Тяжелый мешок тотчас же полетел в воду.
- Поднимается ли шар?
- Да, немного, но он сейчас же снова опустится!
- Можно еще что-нибудь выбросить?
- Ничего.
- Можно. Корзину! Уцепимся за веревки! В воду корзину!"

(Жюль Верн. "Таинственный остров")

Надеюсь, Вы не пропустили эпиграф? Потому что сейчас будет ещё один отрывок текста, который стоит сравнить с предыдущим:

"…— Джеффри, бросайте весь балласт! — кричит Бланшар
— Нет больше балласта!
— Бросайте книги! якорь, все, что только есть лишнего!
Сбросили... Увы, этого хватило ненадолго. Как железо к магниту, шар опять потянулся к морю. Нужны были новые жертвы. Подзорная труба, приборы, провизия, крыльчатые весла с рулем — все было сброшено за борт. Шар поднялся, но не надолго. Его опять повлекло к воде.
— Джеффри! Делать нечего, надо раздеваться!
Верхнее платье, сапоги — тоже быстро поглощаются морем. Вода уже близко, и воздухоплаватели надевают пробковые костюмы.
— Джеффри, что можно выбросить еще? Скорее!
— Кажется, больше нечего... Я не знаю!!. Впрочем, есть — я могу выброситься сам. Тогда вы перелетите наверное.
— Не говорите вздора... Я знаю что! Лезьте быстро вверх по веревочной лестнице... Мы отрежем корзину..."

(К. Е. Вейгелин "Очерки по истории лётного дела")

Неправда, ли похоже? Принципиальное отличие между текстами в том, что приключения мистера Сайреса и его спутников великим французским писателем выдуманы. А ситуация в которую попали Жан-Пьер Франсуа Бланшар и доктор Джон Джеффрис – вполне реальна. (Хотя, возможно, автор несколько приукрасил диалоги. Но кто знает точно?).

7 января 1785 эти двое предприняли попытку пересечь Ла-Манш на воздушном шаре. Я упоминал об этом событии, рассказывая об аналогичном предприятии, к которому в это же самое время готовился в Булони Пилатр де Розье. В отличие от него, Бланшар предпочёл лететь из Англии во Францию. И не экспериментировать с конструкцией – его шар произвёл уже не один успешный полёт. Обратной стороной этого стала изношенность баллона, плохо державшего газ. В результате этого (а так же из-за встреченного над каналом потоком холодного воздуха), примерно на полпути, путешественники оказались в описанной выше ситуации. Но тут с берегов Альбиона подул тёплый ветер и, через два с половиной часа полёта, Бланшар и Джеффрис стали первыми аэронавтами, которые одолели Ла-Манш.

Обращает на себя внимание использование корзины, как аварийного запаса балласта. По большому счёту, в воздушном шаре всё кроме самого газа (или горячего воздуха в монгольфьере) является балластом, который снижает подъёмную силу. И с которым приходиться мириться ради решения каких-либо задач. И задача обеспечения удобного размещения экипажа может быть принесена в жертву главной задаче – обеспечению полёта. Так что, если прижмёт, можно избавиться и от корзины.

Более того, даже оболочка баллона не более чем необходимое зло. В результате утечки газа, часть оболочки свою полезную функцию утрачивает и тоже становиться бесполезным балластом. Конечно, никто не станет резать баллон, чтобы подняться повыше. Но что нам мешает сделать это в домашних условиях? Помните воздушный шарик, который мы прикупили 8 марта? На 16-й день после приобретения, утечка газа привела наконец к тому, что шар частично сдулся и потерял положительную "плавучесть". Даже полное удаление балласта (то есть привязного шнура) ситуацию не спасло. Что ж, выдавив газ в верхнюю часть шара я удалил излишки оболочки. И шар снова взлетел.


Кстати, опыт "эксплуатации" данного экземпляра, убедил меня в целесообразности покупки шаров именно такой конструкции – с фиксированным объёмом баллона и не растягивающейся оболочкой. Обычный резиновый шарик, наполненный гелием, теряет возможность летать уже на следующий день. Оболочка сжимает газ, плотность повышается, подъёмная сила снижается.

PS Приземляться без корзины Бланшару всё-таки случилось - 20 ноября 1785 года Жан-Пьер стартовал на шаре, недостаточно загруженном балластом и стар очень быстро набирать высоту. Достигнув высоты 6,5 км (по крайней-мере, по его утверждению) он вынужден был стравливать газ не только через клапан, но и распоров обшивку. Естественным результатом быстрого выхода части газа стало резкое снижение. Теперь уже вес шара оказался чрезмерным и, выбросив весь балласт, Бланшар обрезал корзину и благополучно приземлился, держась за сеть.

В своём последнем полёте Бланшар тоже приземлялся без корзины, но тут балласт был ни при чём. Жан-Пьер приземлялся и без воздушного шара. Он попросту выпал из корзины (вероятно потеряв сознание из-за сердечного приступа).

PPS Наверное, кто-то обратил внимание на совпадение фамилий Жана-Пьера Франсуа и упомянутой ранее Мари Мадлен Софи Бланшар. Дело в том, что в 1804 году Софи Арман вышла замуж за Жана-Пьера. Ему в тот год стукнуло 51, ей исполнилось 26. А ещё, в этом году он впервые прокатил её на воздушном шаре.

Другие статьи из истории воздухоплавания:

Паршюты.
Катастрофы
Наука на высоте
В бой
Мыльные пузыри Наполеона
Через преграды
Бомбардировщики XIX века
Практическое воздухоплавание в домашних условиях
100 рокiв першого польоту дирижабля Киiв
Падение шведского "Орла"
Балласт

Tags: Воздухоплавание, Почта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal