Никакого оптического обмана и чуда в этом нет - здание действительно каменное с одной стороны и деревянное - с другой.
И это не прихоть древнего зодчего, а последствия оползня. В 1720 году река подмыла высокий берег настолько, что фундамент здания просел и южная стена здания обрела уклон. Экстренные меры в виде высадки деревьев на время отодвинули катастрофу. Но в 1853 году стена всё же рухнула. А в 1889 году обвалилась и южная апсида. Казалось бы - это конец. Но, как видите -храм всё ещё стоит. И более того - действует.
Поднимемся к нему.
Если бы не перила, создавалось бы полное ощущение того, что "лестница" - ровесница храма. А заложен он где-то во второй половине XII века то ли Борисом и Глебом (сыновьями Всеволода, который Большое Гнездо), то ли их детьми. Отсюда и посвящение храма в честь их святых покровителей, страстотерпцев Бориса и Глеба.
Пока поднимаемся, а это процесс не быстрый, упомяну и второе название церкви - Коложская. То ли по названию города Коложа в Псковском княжестве, из котрого по легенде привёл и расселил здесь пленных князь Витовт. То ли от слова Коложань, означающего место, обильное бьющими ключами.
Да когда же кончится это подъём. Не как к Фаросской церкви в Крыму, конечно, но и не короткий
Если присмотреться вблизи, то становится ясно, что церковь и не каменная вовсе. Заметные издалека валуны - лишь вкрапления в кирпичной (точнее плинфовой) кладке.
Хорошо видно, что фигурные кресты из полированного камня - это внешние неглубокие декоративные вставки, а не часть кладки.
По заложенным проёмам видно, что здание неоднократно переделывали. Вот вообще яркий пример - заложенное окно в заложенном окне
Судя по крестам на бывшем окне - декоративное украшение не входило в первоначальное убранство храма.
Многочисленные ремонты вполне объяснимы - это одно из древнейших сохранившихся зданий в Белоруссии (хотя, какая же она "Белая" - тут как раз таки самая что ни на есть "Чёрная" была.) Да и судьба его складывалась весьма драматически. И оползень 1855 года не был первым и единственным для него случаем кануть в Лету.
Уже к XVI веку храм стоял без крыши и верхней части стен. То ли крестоносцы постарались, то ли войска Ивана Васильевича (не ТОГО, а деда его), когда при осаде Старого замка пытались использовать здание как возвышенную площадку для пушек. Впрочем, последняя верссия базируется на единственном свидетеле священника униатской церкви Кульчинским, датированным XVIII веком и вполне может быть обычной пропагандой.
В XVI веке церковь отремонтировали, но спустя столетие она снова осталась без окон без дверей, полна горница... лошадей. В тёплую погоду храм использовали, в качестве конюшни. Не только большевики этим грешили.
Внутри
"Дыры" в стенах это вмурованные в кладку многочисленные кувшины-голосники, усиливающие звук.
Нёман.
С этой стороны есть цивилизованный подъём
Вид на каланчу и собор Святого Франциска Ксаверия
Ещё одна вариация на тему "трилинки"
Рядом с храмом памятный знак "Погоня на Грюнвальд" 1410 г. Говорят, что именно отсюда уходили в поход полки князя Витовта: "...Подошли на битву отряды из Киева, Львова, Бреста, Витебска, Гродно, Полоцка, Новгород-Северского и даже из Великого Новгорода..."