francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Майор Котов Сергей Николаевич начальник 2-го отделения штаба 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР

Благодаря подсказке Сергея Михайловича Котова удалось прояснить судьбу ещё одного офицера, фигурирующего в докладе ст. лейтенанта Кононенко по вопросу боевых действий учебного бронепоезда 76 и полка войск НКВД - "майора т. Котова".

Сергей Николаевич Котов родился 17 декабря 1904 года в деревне Соловарка (она же ранее – Малая Сизьма) Сиземского сельского поселения Шекснинского района Вологодской области. D 1918 году в вологодском городе Кириллов закончил шесть классов школы I-й степени, а в 1919 году – один класс школы II-й степени. Трудовую деятельность начал в 1919 году курьером, затем делопроизводителем бюро пропусков комендатуры Смольного (Петроград). С мая 1921по январь 1923 гг. последовательно военный цензор и политконтролёр в аппарате Череповецкой губернской ЧК. С января по сентябрь 1923 года архивариус Череповецкой губернской прокуратуры.



Капитан С.Н. Котов, город Вильнюс, не ранее осени 1939 года.


В 1923-1926 гг. – курсант Московской пехотной школы имени тов. Ашенбреннера. По выпуску произведён в краскомы и направлен в войска правопорядка и безопасности. При пехотной школе прослушал два курса партшколы. Член ВКП(б) с марта 1926 года (партбилет образца 1936 года за № 5437802). С сентября 1926 г. – военнослужащий Отдельной дивизии особого назначения при Коллегии ОГПУ (с 10 июля 1934 года – НКВД СССР) имени Ф.Э Дзержинского (с 8 сентября 1934 года – Отдельная мотомеханизированная дивизия особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск НКВД СССР). Последовательно занимал должности командира взвода 2-го стрелкового полка, командира взвода Школы младшего начсостава 2-го стрелкового полка, помощника по строевой части командира дивизиона 2-го стрелкового полка, командира самокатного дивизиона 2-го самокатного полка, командира 2-го мотострелкового дивизиона 1-го мотомеханизированного полка, помощника начальника штаба 1-го мотомеханизированного полка. В 1934 году прослушал при дивизии два курса Вечернего коммунистического вуза . С декабря 1934 г. по ноябрь 1936 г. преподаватель военных дисциплин в 3-й военной школы пограничной охраны и войск НКВД СССР имени В.Р. Менжинского и Высшей пограничной школы НКВД СССР. Приказом НКВД СССР № 686 от 29 июля 1936 г. в качестве первичного был удостоен воинского звания "капитан".

С ноября 1936 года в Белоруссии – старший помощник начальника 2-го отделения штаба 15-го Заславльского пограничного отряда войск НКВД СССР. С февраля 1937 г. – начальник 2-го отделения штаба 16-го Дзержинского пограничного отряда войск НКВД СССР. С сентября 1938 г. – командир 73-го железнодорожного Белорусского полка внутренней охраны НКВД СССР (управление части – в областном центре Белоруссии городе Могилёве) 4-й отдельной железнодорожной бригады внутренней охраны УНКВД по г. Москве и Московской области. Приказом НКВД СССР № 0199 от 29 июня от 1939 года снят с должности комполка-73 "с переводом на несамостоятельную работу" за плохое состояние дел в вопросах материально-технического обеспечения возглавляемой им части.
В сентябре-ноябре 1939 года – начальник штаба N-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. В этом же году заочно окончил два курса Военной академии имени М.В. Фрунзе;

С ноября 1939 года – в бывшем польском городе Вильно, ставшем в 1940 году столицей Литвы городом Вильнюсом:
- с ноября 1939 года – начальник 2-го отделения штаба 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и в данном качестве с первых же минут гитлеровской агрессии против СССР – непосредственный участник Великой Отечественной войны в боях и сражениях на Северо-Западном и Западном фронтах.

С 15 июля и по сентябрь 1941 года – адъютант Оперативной группы: с 15 по 25 июля – при командующем Фронтом резервных армий, а с 30 июля 1941 года – при командующем Резервным фронтом (I ф).
С сентября 1941 года по август 1943 года – в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) как военнослужащий 19-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности (с 25 декабря 1941 года – 19-я стрелковая дивизия по охране железных дорог)/31-й (под этим номером с 11 февраля 1942 года) стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог: сначала – начальник 2-го отделения штадива, а с марта 1942 года и по июль 1943 года – начальник штаба данного соединения.

С июля 1943 года по самое начало июня 1944 года – командир 84-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (II ф) последовательно 33-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, а с января 1944 года – 24-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. В данный период – сначала в городе Пенза, а с конца февраля 1944 года – на подмосковной станции Томилино (ныне – на территории одноимённого посёлка Люберецкого района Московской области).

Приказом НКВД СССР № 5 от 2 января 1944 года удостоен нагрудного знака «Заслуженный работник НКВД» за № 3281. Формулировка: «За долгую и безупречную службу в войсках НКВД». Однако эта награда была вручена кавалеру только в декабре всё того же 1944 года.

С 4 июня 1944 года подполковник С.Н. Котов – командир 31-го пограничного полка войск НКВД СССР Управления войск НКВД по охране тыла 1-го Прибалтийского фронта.

Приказом НКВД СССР за № 081 от 17 июля 1945 года награждён металлическими часами «за своевременное выполнение приказов НКВД СССР, правильную организацию и планирование операций и умелое управление войсками».
С октября 1945 года и по февраль 1946 года – первый по счёту (но на правах Врио) начальник 115-го Виттенбергского пограничного Кёнигсбергского ордена Красной Звезды отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Литовского округа. В данный период по-прежнему подполковник по воинскому званию.

С февраля 1946 года по начало января 1952 года в 14-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране железных дорог (управление соединения – в столице Литвы городе Вильнюсе):
- с февраля 1946 года – в столице Латвии городе Риге: заместитель по строевой части командира 152-го стрелкового полка войск МВД ССР по охране железных дорог (в/ч 5340);
- с марта 1948 года – в белорусском городе Барановичи: командир 212-го стрелкового полка войск МВД ССР по охране железных дорог (в/ч 5266).
Приказом МВД СССР № 144 от 7 февраля 1949 года удостоен очередного воинского звания – «полковник».

К новому месту службы из города Барановичи убыл в первой половине январе 1952 года в связи с расформированием с осени 1951 года войск МВД СССР по охране железных дорог.
С февраля 1952 года – последовательно командир двух следующих военно-строительных частей:
- 211-го военно-строительного полка Главпромстроя МВД СССР (город Дмитров Московской области). В качестве справки: данный полк входил в состав соединения, возглавляемого полковником А.К. Чичвариным и имевшего условный номер «в/ч 0638». Как комполка-211, предположительно, – на строительстве объектов системы зенитного ракетного прикрытия Москвы «С-25» (она же – «Беркут»);
- с ноября 1952 года – 70-го военно-строительного полка Управления военно-строительных частей Татспецнефтестроя МВД СССР (рабочий посёлок Альметьево/город Альметьевск Татарской АССР).
С 15 августа 1952 года имел на руках удостоверение личности военнослужащего военно-строительных частей серии ХЭ № 07400.



Предположительно, лето 1952 года.

В запас Вооружённых Сил СССР уволен приказом МВД СССР за № 381 от 9 февраля 1954 года, в связи с чем с 5 апреля 1954 года – военный пенсионер с местом постоянного проживания в подмосковном посёлке Бутово (с 1984 года – в черте Москвы) и «с правом ношения военной формы с отличительными знаками на погонах». И в данном качестве 19 мая 1954 года получил в Ленинском РВК Московской области Удостоверение личности офицера запаса за № БВ-02530.
В настоящее время личное дело полковника в отставке С.Н. Котова хранится в архиве МВД по Республике Татарстан под инвентарным номером «437369».

С 31 декабря 1964 года – в отставке: с воинского учёта снят «по причине достижения предельного возраста» Москворецким райвоенкомом города Москвы.

Являлся кавалером одиннадцати государственных наград и, в том числе:
- четырёх орденов (Орденская книжка за № 881208, выдана 31 мая 1946 года): ордена Ленина за № 112242 (награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1949 года – за выслугу в 25 лет), ордена Красного Знамени за № 174705 (награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1945 года – за выслугу в 20 лет), ордена Отечественной войны 1-й степени за № 161630 (награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1945 года) и ордена Красной Звезды за № 813091 (награждён приказом по войскам 1-го Прибалтийского фронта за № 0744 от 26 августа 1944 года);

- семи медалей: «За взятие Кёнигсберга» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1947), «30 лет Советской Армии и Флота» (1948), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» гг. (1965), « 50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968), «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).

Кроме того, был удостоен не менее чем трёх нагрудных знаков – «В память 10-летия ОГПУ» (в 1928 году), «Заслуженный работник НКВД» за № 3281 (со 2 января 1944 года) и «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» (в 1970 году).



Военный пенсионер МВД СССР полковник в отставке Сергей Николаевич Котов
в парадном мундире образца 1959 года. Не ранее 1968 года.

Будучи военным пенсионером, неоднократно избирался депутатом Бутовского поселкового Совета трудящихся последовательно Ульяновского района города Москвы, Звенигородского сельского района Московской области и Ленинского района Московской области.

В разное время имел две семьи:
- первая и основная: супруга – Котова Клавдия Алексеевна (1906-1983); дети: дочь Светлана (1928-2006) и три сына – Игорь 1930 года рождения, Михаил (1937-2004) и Владимир 1940 года рождения. Эта семья с июня 1941 года и по весну 1945 гг., будучи пленённой фашистами в Литве, прошла через муки узников нацистских лагерей территориальной Германии. С.Н. Котов воссоединился с ней не ранее конца октября 1945 года;
- вторая, предположительно, с 1942 года и по осень 1945 года. Этот брак состоялся по той причине, что С.Н. Котов на основании ответов из официальных инстанций считал первую семью погибшей в самые первые дни войны. Вторая супруга – Каземирова Тамара Михайловна (1920-2003), две дочери – Светлана (родилась 11 января 1943 года в городе Москве) и Алевтина (родилась в 1944 году в городе Дзержинске Горьковской/Нижегородской области).
Поздней осенью 1945 года С.Н. Котов воссоединился с первой семьёй, но при этом всю оставшуюся жизнь продолжал поддерживать свою вторую семью материально и, кроме того, принимал её у себя в гостях, уже будучи военным пенсионером.

Скончался 23 ноября 1974 года. Похоронен был на Бутовском сельском погосте с отданием последних воинских почестей со стороны почётного караула и военного оркестра, направленных Военным комендантом города Москвы.


Подробнее о полковнике С.Н. Котове можно прочитать на Героико-патриотическом форуме.

Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)
Tags: 2_Мировая, Барановичи, Бронепоезд, Великая Отечественная, Вильно, Война, Железная_дорога
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments