francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Офицерский состав русского авангарда при штурме Борисова 9 (21) ноября 1812 г

При описании штурма Борисовского тет-де-пона столкнулся с некоторой путаницей в персоналиях. Так майор Отрощенко упоминает полковника Избаша, "командовавшего 13-м егерским полком", между тем справочники не указывают за Никитой Нестеровичем, таковой должности. В связи с этим вижу необходимость собрать в кучу то, что знаю по упомянутым в статье офицерам. Звания и должности указаны на момент описываемых событий

По командующему авангардом генерал-адъютанту графу Ламберту уже делал отдельную запись, так что перейдём к полкам:


14-й егерский полк


Командир 14-го егерского полка (1812-1813) Красовский Афанасий Иванович (1781-1843)

Из дворян Слободско-Украинской губернии. Вступил в службу 23.6.1795 унтер-офицером Бугского егерского корпуса. В компанию 1805 г. участвовал в экспедиции Черноморского флота в Неаполь и на о. Корфу. В кампании 1806-1807 сражался против французов в Италии. В ходе русско-турецкой войны 1806-1812 участвовал в осаде крепостей Браилов, Гирсово, Силистрия, Рущук.

В бою под Молодечно ранен в живот. В дальнейшем был шефом того же 14-го егерского (впоследствии - гренадерского егерского) полка. Участвовал в осаде крепостей Кюстрин и Магдебург, в сражении при Лейпциге. За отличие в последнем произведён в генерал-майоры. В 1814 во Франции.

Участник русско-персидской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войн, подавления польского восстания (1830-1831). Дослужился до звания генерала от инфантерии. Награждён орденом Св. Георгия III класса, Св. Владимира I-й степени, Св. Александра Невского с алмазами, Св. Анны I-й степени с алмазами, знаком отличия "За Военное Достоинство" I-й степени, прусским орденом Красного Орла II-й степени, золотой шпагой "За храбрость" с алмазами, знаком отличия "За XXX лет беспорочной службы".

Похоронен на кладбище при Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Шефа полк не имел в связи с кончиной в апреле из-за болезни генерал-майора Ивана Ивановича Штетера. 31.01.1812 г., как упомянуто выше, эту должность занял Афанасий Иванович Красовский.

Командир 2-го батальона 14-го егерского полка майор Отрощенко Яков Осипович (1779-1862)

Сын поручика малороссийского казачьего полка. Систематического образования не получил. В августе 1800 по своему желанию поступил рядовым в 7-й егерский полк. В компанию 1806 г. – штабс-капитан, командир роты. Участвовал в боях при Прейсиш-Эйлау, Альт-Кирхине. Получил орден св. Анны IV степени, золотую шпагу и чин капитана. Воевал с турками при Селистрии и Кюстенджи. В 1810 г. произведён в майоры и назначен в 14-й егерский полк.

Участвовал в заграничных походах 1813 и 1814 г.г. За сражение при Краоне в марте 1815 г. получил полковничий чин и назначен командиром полка, ставшего 14-м егерским гренадерским (ещё позже – 4-м карабинерским). В должности командира бригады вновь участвовал в осаде Силистрии (1828). В следующем году командовал авангардом в сражении при Кулевичах, ранен пулей в живот. Подавлял польское восстание, участвовал в сражении при Остроленке и взятии Варшавы. Произведён в генерал-лейтенанты, в 1848 г. - в генералы от инфантерии. Награждён орденами св. Анны I и IV степеней, св. Владимира III и IV степеней, св. Георгия IV степени, польским знаком отличия за военное достоинство и орденом Белого орла.

С 1846 по 1860 г.г. состоял в Сенате.
Погребён на кладбище Донского монастыря.


13-й егерский полк


Шеф 13-го егерского полка (1812-1814) генерал майор, князь Вяземский Василий Васильевич (1775 - 5.12.1812)

Из древнего княжеского рода, Рюрикович. Воспитание получил в Московском благородном пансионе и в Горном корпусе (С.-Петербург). 24.11.1786 записан сержантом в лейб-гвардии Преображенский полк, в службу вступил в 1790. В 1792 назначен ординарцем к А. В. Суворову, в этой должности участвовал в польской кампании 1794. За отличие 24.11.1794 произведен в прапорщики. 1.1.1795 выпущен в полевые полки в чине премьер-майора. 1.10.1799 получил чин полковника. 28.7.1800 из командиров 11-го егерского полка назначен шефом 13-го егерского полка. 23.11.1803 произведен в генерал-майоры.

В 1804-1806 участвовал в экспедиции на о. Корфу, находился в походе в Неаполитанское королевство, воевал на побережье Адриатики. Отличился под Новой Рагузой в сражении с
войскам генерала Лористона. В 1807-11 сражался против турок. В 1809 при неудачном штурме Браилова его полк потерял 2/3 состава. В 1810-1811 г.г. командовал корпусным авангардом, сражался при Туртукае, под Рущуком (ранен в правую руку) и Слободзеей.

В кампанию 1812 командовал бригадой, потом временно 15-й пехотной дивизией в боях под Кобрином, Городечной. При штурме Борисовского тет-де-пона тяжело ранен. Скончался в госпитале в Минске.

Награждён орденом Св.Анны I-й степени, Св. Владимира III-й степени, Св. Иоанна Иерусалимского, крестом за Прагу.


Командир 13-го егерского полка (1812-1814) Велизарьев (Велисаров) Иван Степанович (1771-? после 1814)

Из сербского шляхетства Новороссийской губернии г. Миргорода. 25.2.1784 записан в Николаевский гренадерский батальон подпрапорщиком. Участвовал штурме крепостей Очаков и Измаил, в боях при Гаджи-бее и Бендерах. Затем находился при взятии Бабадага и на гребной флотилии в боях под Браиловом. В 1794 переведен в Бугский егерский корпус, из к-рого впоследствии был сформирован 13-й егерский полк. В 1804-1806 участвовал в экспедиции на о. Корфу, сражался в Иллирии при Бокко-ди-Каттаро, был при осаде Новой Рагузы и крепости Карцуло. В 1807 воевал с турками и находился при блокаде г. Никшич. 12.12.1807 произведен в полковники, а 2.3.1809 по прошению отставлен по болезни "на собств. Пропитание". 2.7.1812 вновь принят на службу.

При штурме Борисовского тет-де-пона получил пулевое ранение в левую ногу. За этот бой награжден орденом Св. Георгия III-го класса. В кампанию 1813 участвовал в Лейпцигском сражении. 2.4.1814 вышел в отставку с чином генерал-майора.


Не понятно, какую должность занимал полковник Избаш (Избаша) Никита Нестерович (?-1822).

Войну он начинал майором. Звание полковника (и орден Св.Георгия IV степени) получил после штурма г. Кобрин 15 июля 1812 г., когда захватил коменданта Кленгеля, ставшего первым пленённым во время Отечественной войны генералом из состава французской армии. Притом, в описании этого события снова же говорят о том, что он "командовал 13-м егерским полком". Возможно, речь идёт о батальоне полка или об ударном отряде, сформированном из подразделений полка.

Полком Никита Нестерович действительно командовал, но позднее (с февраля 1814 по март марта 1820 г.) и другим – 22-м егерским. 19 марта 1812 г. получил чин генерал-майора

Так же известно, что он участвовал в русско-турецкой войне с 1810 по 1812 г.


7-й егерский полк


Шефом7-го егерского полка числится генерал-лейтенант Сабанеев, командующий резервным корпусом Западной армии. 9 ноября 1812 года он находился при своём корпусе, двигающемся к Борисову от Антонополя. То есть в данном случае должность являлась именно "шефской", а не командной.

Командир 7-го егерского полка (1812-1816) подполковник Штегеман Антон Осипович. Про него пока ничего не могу сказать, кроме того, что в декабре 1812 он получил звание полковника.

Причём, в известных мне описаниях боя полковник Штегеман не упоминается (впрочем, то же самое можно сказать о командирах Витебского пехотного, Александрийского гусарского и Арзамасского драгунского полков). Все описания сходятся на том, что полк на штурм вёл генерал-майор Энгельгад. Но ни имя-отчество, ни должность его нигде не упоминается. В Западной армии служил генерал-майор Григорий Григорьевич Энгельгардт, но он отметился участием в сражении под Волковыском, то есть оставался при группе Остен-Сакена. Судя по всему, речь идёт о Павле Михайловиче Энгельгардте.

Родился он в 1765 г. в семье смоленского дворянина. В 1779 г. принят в Сухопутный шляхетский корпус. По окончании, 15 ноября 1787 г. зачислен поручиком в лейб-гвардии кирасирский полк. В 1789 г. сражался с турками на реке Игнул, и под Каушанами, участвовал в осаде Бендер. В следующем году – в боях Килией и Тульчей. Ранен при осаде Измаила в шею и правую руку. Произведён в секунд-майоры. В 1792 и 1794 г.г. воевал в Польше, участвовал в боях при Щекочина и Мацейовицах. За участие в штурме Праги (предместья Варшавы) получил чин премьер-майора. В 1799 г. с корпусом Римского-Коракова ходил в Швейцарский поход. За взятие переправы через Рейн у Штейна получил звание полковника. 27 октября 1800 года за отличие в сражении под Цюрихом произведён в генерал-майоры с назначением шефом драгунского Шепелав (Санкт-Петербургского) драгунского полка. С возвращением в полк генерал-лейтенанта Шепелева, переведён на должность командира полка.

25 марта 1804 г. уволен в отставку решением суда. Обвинение мне неизвестно. В 1806 г. поступил на службу в Провиантский департамент, но через год снова попал под следствие. Оставаясь без должности в ожидании суда, с началом военных действий присоединился к 3-й Западной армии в качестве волонтёра. Этим неопределённым статусом, вероятно и вызвана скудость информации.

Погиб при штурме левого редута Борисовского тет-де-пона 9 (21) ноября 1812 года. Где похоронен – неизвестно.

Награждён орденами св. Анны II степени с алмазами и Св.Владимира III степени, Мальтийским крестом, крестами за Измаил и Прагу.

Командир 1-го батальона 7-го егерского полка майор Михеев. По нему, помимо ранения при взятии левого редута Борисовского тет-де-пона, могу сказать лишь то, что он участвовал в сражении при Аустерлице в 1805. В том же 7-м егерском полку и в чине капитана. Был взят в плен.

К сожалению, ничего не знаю про майора Азарича, погибшего на том же редуте. Вероятно, командовал 2-м батальоном.

В связи с полученными ранениями упоминаются фамилии прапорщиков 7-го егерского полка: Столяревский, Выстребенцов, Карвовский.


И совершенно не понятно, кто командовал 38-м егерским полком.


Одни справочники говорят, что штатного командира полк с 1811 по 1815 г.г. вообще не имел. "Роспись русских полков 1812 г. " (Габавев) называет некоего подполковника Житокова. Но это, вероятно, ошибка, так как подполковник Житков Михаил Фёдорович с 1810 г. командовал 10-м егерским.

Шефом 38-го егерского полка с 1806 по 1814 г. числился генерал-майор, князь Удом Евстафий Ефстафьевич (1760 - 1836). Но основной его должностью было командование 9-й пехотной дивизией. Да и в деле при Тюхиничах он был ранен ядром в левую ногу и под Борисовом точно не присутствовал.


Командиром Витебского пехотного полка числился подполковник Ушаков Фёдор Иванович


Александрийский гусарский полк


Шефом Александрийского гусарского полка значился сам генерал-адьютант Ламберт.

Командир полка - полковник Александр Александрович Ефимович (1773—1823?)
Из малороссийских дворян Махновского уезда Киевской губернии. Начинал службу в 1789 году фурьером в лейб-гвардии Преображенском полку. Участвовал в русско-турецкой войне (1787—1792). За отличия был произведён в 1792 году в поручики и переведён в Екатеринославский кирасирский полк, затем ротмистром в Александрийский гусарский полк. В чине подполковника Ефимович принял участие с полком в войне с Францией (1806—1807), находился в сражениях при Чарнове, Пултуске и Янкове, где был ранен. 2 июня 1807 года, при отступлении от Фридланда, спас с Александрийскими гусарами 29 орудий, брошенных на берегу Алле, и доставил их в Алленбург. Награждённый 20 мая 1808 года орденом св. Георгия IV степени. 12 декабря 1808 г. произведён в полковники и 12 мая 1809 г. назначен командиром Александрийского гусарского полка. Командированный с полком в 1810 году в Молдавскую армию на Дунайский театр русско-турецкой войны, находился при осаде Силистрии и Шумлы и в сражении при Батине и был награждён орденом св. Анны II-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость».

В компанию 1812 г. состоял в 3-й армии, участвовал в сражениях при Кобрине, Городечне и Борисове.

В заграничной кампании 1813 году участвовал в сражениях при Лютцене и Бауцене и Кацбахе, отбив в последнем деле 42 орудия, за что получил алмазные знаки к ордену св. Анны II-й степени. D сражении при Лютцене ранен осколком в голову, но остался в строю. 7 января 1814 года в сражении при Бриенне, Александрийский полк напал на дивизию Дюэма и отбил 8 орудий с зарядными ящиками. За этот подвиг гусары получили Георгиевские трубы, а их командир — чин генерал-майора (30 августа 1814 года, со старшинством от 17 января 1814 года). Принимал участие в сражениях при Ла-Ротьере и Фер-Шампенуазе. По возвращении в Россию Ефимович назначен состоять при начальнике 2-й драгунской дивизии, 20 декабря 1818 года -1-й бригады 2-й драгунской дивизии. Умер ранее 24 августа 1823 года, когда исключён из списков.


Арзамасский драгунский полк


Шефом полка был генерал-майор Хрущёв (Хрущов) Иван Алексеевич , одновременно являвшийся командиром кавалерийской бригады в составе авангардного отряда генерала Ламберта

Из российских дворян. 1 января 1778 года записан капралом в Лейб-гвардии Измайловский полк, в 1793 году получил чин прапорщика. Волонтером участвовал в польских кампаниях 1792 и 1794 годов. 29 сентября 1794 года выпущен из гвардии секунд-майором в Елисаветградский конно-егерский полк. В 1796 году был в Персидском походе, в 1799-1800 годах сражался в Швейцарии. 22 августа 1799 года произведен в полковники. 4 июля 1805 года назначен командиром Московского драгунского полка. С 28 сентября 1806 года - Шеф Арзамасского драгунского (с декабря 1812 года конно-егерского) полка. В 1805 и 1807 годах участвовал в кампаниях против французов. 24 мая 1807 года пожалован в генерал-майоры. В 1809 году участвовал в походе в Галицию. В 1810 году воевал с турками. За отличие награжден орденами Святой Анны I-й степени и Святого Владимира III-й степени.

В кампанию 1812 г. был в делах под Ново-Сверженем, Кайдановом. За штурм Борисова награждён золотой саблей "За храбрость" с алмазами. Участвовал в преследовании неприятеля вплоть до Данцига.

В 1813 году находился при осаде Торна, в 1814 году сражался при Лаоне, Фер-Шампенуазе (награжден орденом Святого Георгия IV-го класса) и под стенами Парижа. В том же году назначен командиром 1-й бригады 1-й конно-егерской дивизии. В 1815 году участвовал во 2-м походе во Францию. С 27 ноября 1816 года по 23 апреля 1817 года был начальником 1-й егерской дивизии, затем вновь назначен командиром той же бригады. 20 марта 1818 года уволен "за болезнью" с мундиром и пенсионом полного жалования. Умер 27 ноября 1824 года. Похоронен в Донском монастыре в Москве.

Штатного командира полк не имел.



Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Tags: Борисов, Война, Наполеон
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments