francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Рейд Булак-Балаховича 1920 г. Часть 7. Еврейский вопрос.

"Грабежи и погромы умаляют нашу боевую славу и порочат наше доброе имя. Я буду беспощадно бороться с лицами, подстрекающими к еврейским погромам, так как это зачастую дело рук провокаторов…
…Приказываю солдат, виновных в погромах и грабежах, тоже пре¬давать военному суду для суждения по законам Военного времени, а застигнутых на месте грабежа, как солдат, так и офицеров, расстреливать тут же. Погромы не должны быть и не будут более допускаться".

(Приказ Булак-Балаховича от 20 октября 1920 г.
опубликован в газете «Свобода», органе РПК, 24 октября 1920 г., № 85.)

"… в местечке погром продолжался, приняв организованный характер. Власти выдавали ордера на производство обыска, а при обыске все забирали. Грабеж был, таким образом, узаконен; если же солдаты грабили без офицеров, то их лупили нагайками…
…Характерно, что полковник на базаре произносил речи, что расстреляет за грабежи, а сам давал ордера на «обыски» (на предмет грабежа) ".

(Запись рассказа учителя Μарголина представителем 2-го санитарно-эпидемиологического отряда Наркомздрава РСФСР и Евобщесткома о балаховском погроме в м. Туров Мозырского уезда Минской губ. в октябре 1920 г.)

Странное ощущение оставляют взаимоотношения Булак-Балаховича с еврейским населением занимаемых территорий. Генерал издаёт приказы, грозящие расстрелом, застигнутым на месте грабежа. И в некоторых источниках даже приводятся конкретные фамилии, казнённых (правда, в большинстве случаев, они относятся ещё к "польскому" периоду деятельности Балаховича). Пишутся воззвания к еврейскому народу, в суде разрешается использовать идиш (наряду с белорусским и польским языками), евреи вводятся в городскую управу Мозыря, создаётся еврейское воинское подразделение… При этом погромы как шли, так и идут. И если в приведённой выше цитате речь идёт о событиях в Турове (ещё до публикации приказа), то вот так описывается случившееся в Петрикове 4-10 ноября уже во время похода:

4 ноября в 9 час. утра раздались первые выстрелы; через15 мин. появилась первая разведка из 10 всадников и нескольких пеших. Начальник отряда немедленно потребовал к себе раввина и приказал ему приготовить 100 000 руб. николаевских или ценностей на эту сумму. Между тем солдаты стали останавливать евреев и, приставляя револьвер к виску, требовали денег. Когда евреи разбежались по домам, солдаты стали заходить в дома и грабить. За солдатами следовали крестьяне сел Макаричи, Мордвина и Турки и
подбирали все, что имело какую-нибудь ценность; стали разбивать лавки и уносить товары. За этот день были убиты: Янкель Рувимов Зарецкий, 64 лет, мелкий торговец; B.C. Трибун, 75 лет, старик, бывший приказчик; М. Голубицкий — еврейский учитель, 45 лет, и смертельно ранен Овсей Бенционов Голубицкий, 60 лет. Все они пали жертвами, защищая честь своих дочерей и внучек…


Или вот Хойники 10 ноября:

"… На другой день двое евреев вышли на улицу, были остановлены всадником с приказом немедленно открывать лавки, но не успели они что-нибудь сказать, как были изрублены шашками. Это был сигнал к началу погрома и убийств. Между тем кругом местечка ждали уже крестьяне окрестных деревень с подводами. Было убито до 75 чел. без разбора стариков, детей и женщин…"

Или Юревичи:

Балаховцы вступили в Юревичи в пятницу вечером в середине ноября 1920 г. Они сейчас же задержали на улице нескольких евреев и заставили их показать, где живут богачи. Целую ночь они обходили и грабили еврейские квартиры и убили 9 чел.: 1) сапожника по имени Зелик, 60-ти лет;2) его жену; 3) Добкина Бенциона, портного, 60-ти лет; 4) девицу Цирль Кауфман, 32-х лет; 5) Самуила Ошеровича Кауфмана, 20-ти лет; 6) Брайну Пикаровскую, 70-ти лет; 7) хлеботорговца Абрама (фамилия неизвестна), старик 60-ти лет; 8) некого Давида из Городников, лет 60-ти и 9) дочь Лейбы Фридмана, девочку 15-ти лет (ей разрезали живот).

Можно, конечно, уподобившись Савенкову утверждать что:

"Евреи страшно любят преувеличивать; несомненно, что в западноевропейской прессе количество жертв будет значительно преувеличено, как это уже имело место в отношении Пинска."

и что:

"…виновниками …являются красноармейцы, перешедшие на нашу сторону и подрывающие наш авторитет, я должен категорически заявить, что армия Балаховича — это первая армия, которая ведет истинную борьбу с еврейскими погромами, в особенности вождь ее Балахович, выпустивший по этому поводу воззвание, какого не выпускал ни один командующий до него".

Но, вне зависимости от того были ли искренними намерения Балаховича и Савинкова в отношении равноправия еврейского населения и интеграции его в независимое Белорусское государство, реальные действия балаховцев иначе как разбоем не назовёшь.

Справедливости ради нужно отметить, что участием в погромах отметились не только балаховцы, но и местное население, и отдельные отряды РККА. К примеру, в продолжении цитаты про Хойники говориться следующее:

"…Между тем кругом местечка ждали уже крестьяне окрестных деревень с подводами… На третий [балаховцы] день вдруг ушли, а крестьяне продолжали грабить и убивать. В этот день было убито до 25 чел. Выступили тогда два священника и представители мещанства, которым удалось приостановить погром и убийство. Прибыла наша [советская] конная разведка, но, к сожалению, и те остановились пограбить. Сдирали меховые шапки с голов, снимали обувь, пальто, расположились в домах, угрожая хозяевам квартиры не хуже балаховцев. Только с прибытием пехоты несколько успокоились…".

Кстати, довольно примечательна формулировка "кругом местечка ждали уже крестьяне окрестных деревень". Она ярко отображает ситуацию в Белоруссии – в городах и местечках наибольшую часть населения составляют евреи, белорусы же живут в окрестных деревнях и на хуторах.

Существовали примеры и другого поведения (например, в Юревичах):

"...Когда местные крестьяне узнали о происшедшем, они стали говорить о недопустимости подобных событий. Они посоветовали евреям собраться в синагогах, туда же пришли и крестьяне для их защиты".

Цитаты (кроме оговоренных отдельно) по сборнику документов "Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны. 1918—1922 гг."

P.S. Да, я же упомянул еврейское воинское подразделение в РНДА. Это "еврейская дружина", идейным вдохновителем которой стал прапорщик Цейтлин. Со слов его делопроизводителя, Цейтлин участвовал в Ярославском мятеже и был лично знаком с Савинковым. Знакомство позволило Цейтлину получить в октябре 1920 г. полномочия на набор добровольцев и формирование отряда. Дело шло с переменным успехом. О реальной численности дружины во время похода разные источники сильно расходятся. Наибольшая из упоминаемых цифр принадлежит самому Цейтлину, который писал Савинкову про 900 человек (правда, тут же указывая, что из-за действий польской администрации они разошлись по домам). Минимальное число в три человека (помимо самого Цейтлина), пошло гулять из рассказа упомянутого делопроизводителя, где нет прямого указания на то, что никого больше набрать не удалось. Только косвенное указание на безуспешность агитации:

Через несколько дней три екописта были приговорены к расстрелу. По ходатайству Цейтлина приговор был отменен при условии, что осужденные вступят в армию Балаховича. Когда их вывели к расстрелу, Балахович вышел и сказал: «Вас следовало бы расстрелять: при большевиках вы были коммунистами, при нас — сионисты. В армию вы не идете, у вас есть офицер-жид...». Потом Балахович крикнул Цейтлину: «Я Вам уже дал трех дружинников», — и отпустил осужденных. Цейтлин носил бело-голубую фуражку с Моген Давидом (Щит Давида) и перышком, был набожен, аккуратно молился. Он вел агитацию по деревням, обещал вернуть все награбленное и все твердил, что он будет еще комендантом г. Турова; он выпустил целый ряд прокламаций, но агитация его не имела никакого успеха.

Савинков в Мозыре говорит об отряде Цейтлина, как о существующем боевом подразделении. И тут же назначает Цейтлина (наряду с неизвестным "красным комиссаром") на должность "стрелочника", в ситуации с погромами в Мозыре:

"…Под Романовкой большевики дали нам бой и, представьте себе, что шедший впереди красный комиссар (он был убит) оказался евреем. Понятно, что вступив в город, наши начали мстить. Ведь во всем этом виноват прапорщик Цейтлин — он должен был войти в город первым со своим отрядом и охранять еврейские лавки; у него большой еврейский отряд в 800 чел., он струсил и опоздал, я его обогнал на автомобиле, и поэтому все так случилось…"

(речь идёт о столкновении с частями 28-й и 30-й бригад 10 стрелковой дивизии 10 ноября 1920 г.)


P.P.S. Естественно, репрессии касались не только национальностей, но и убеждений: -"…коммунистов всякий имеет право убивать…"

Другие статьи по теме "Рейд Булак-Балаховича 1920 г."

Часть 1. Послесловие к войне. Бездомные Армии.
Часть 2. Генерал-партизан.
Часть 3. Силы и дислокация.
Часть 4. На Мозырь!
Часть 5. Две БНР
Часть 6. Накануне второго раунда.
Часть 7. Еврейский вопрос.
Часть 8. Смена ориентации (на Гомель!)
Часть 9. Встречный план.
Часть 10. Второй раунд. Речица.
Часть 11. Чехарда.
Часть 12. Отступление
Часть 13. Потери.

Бонус История с марками Отдельного отряда БНР.

"Параллельная" тема Слуцкое вооружённое выступление 1920 года

Часть 1. Исходные позиции
Часть 2. Первые бои
Часть 3. Наступление
Часть 4. Разгром
Часть 5. Оценки
Часть 6. Другой Слуцк
Tags: БНР, Гражданская_война, Карта, Мозырь, Польско-советская_война, Польша, Туров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Journal