

или открыть полную карту 4050х4250 в новом окне
Дивизия развернулась в линию в лощине, параллельной той, где располагался фольварк, и двинулись вперёд. Бригада Камю наступала левее усадьбы, Бийара – справа. Бланмон же наступал прями на Старо-Борисов. Невзирая на картечный огонь двух русских орудий, выдвинутых на передовую позицию, французы перевалили возвышенность и сцепились с частями, стоявшими впереди Старо-Борисова. Последовала ожесточённая схватка в ходе которой фольварк несколько раз переходил из рук в руки. Но в итоге русским пришлось отступить на противоположный склон лощины. Наступила темнота.

Развивая первоначальный успех, солдаты Партуно овладели фольварком и атаковали основную позицию Властова и правый фланг позиции Штейгеля, которым командовал генерал-майор Гельфрейх Борис Борисович (Готгад Август). Это была отчаянная атака вверх по склону оврага, под ружейным и артиллерийским огнём, но она, казалось, принесла успех – французам удалось ворваться на высоты и даже овладеть русской батареей из четырёх орудий.
Атака неприятеля на правый фланг корпуса генерал-лейтенанта графа Штейнгеля была так же быстра, сколь и неудачна. Подойдя колонами до самого фронта наших войск, он был принят жестоким картечным [конной роты №3] и ружейным огнём и будучи в то же время опрокинут охотниками Новгородского ополчения и стрелками Навагинского полка, которые, одобряемые примером начальников, кинулись в лес и овладели оным, и в то же время дружины Новгородского №4 и С-Петербургского №7 ополчения кинулись в штыки и прогнали совершенно неприятеля из мызы и из леса.»
подробная реляция о действиях с 10 по 17 ноября)
главный квартирьер Главной квартиры императора Наполеона)

Наплыв дезорганизованных толп, бежавших из Борисова, объяснялся просто – в город вошли русские. Партизанский отряд капитана Александра Николаевича Сеславина и казачий полк Чернозубова 8-го утром получили приказ идти к Борисову и установить связь с Третьей Западной армией.Что и осуществили.
«Приказание Вашего Сиятельства я исполнил. После невероятных усилий со стороны неприятеля я город Борисов занял и открыл сообщение с армией адмирала Чичагова. Последствием сего дела было взятие более 3000 пленных».
командир армейского партизанского отряда)
Интересно, что Матвей Иванович Сеславина не упоминает:
«После донесения моего Вашей Светлости вчерашнего числа преследовал я неприятеля до г. Борисова. От сильного тиснения моего и поражения отбито у неприятеля перед самым городом два орудия. Он вошёл в Борисов, но в ночь мною вытеснен из оного и соединился с тою частью, которая вчерашнего вечера оторвана боем войсками графа Витгенштейна от корпуса Виктора.»
командующий летучего казачьего корпуса)

«Я послал отыскивать какую-нибудь дорогу для спасения, надеясь впотьмах пробиться тайком мимо русских и запретил стрелять. Пройдя небольшое пространство, я очутился с глазу на глаз с неприятелем, но продолжал марш в величайшей тишине по болотам озёрам и лесам, преследуемый и теснимый казаками, но был ими узнан. Окружённый со всех сторон вражескими огнями, изнемогая от голода, усталости и стужи, едва не утонув в озере, которое только что замёрзло и скрыто было от нас темнотой и снегом, мы сложили оружие»
командира 12-й дивизии 9-го армейского корпуса)
«В тёмную и ненастную ночь ничего нельзя было сделать и нас не беспокоили, но мы были, сами того не зная, окружены со всех сторон русскими. Как стояло каре, так каждый и лёг на землю. Мы легли, как можно теснее друг к другу. Я лежал в середине каре возле барабанщиков и сапёров…Лишь только начался день, со всех сторон раздалось «ура». Казаки и башкиры, как бешенные носились кругом. Они хотели показать этим, что они были победители»
Партуно впоследствии указывал, что в потери в бою 15 (27) ноября (убитыми и ранеными) составили 54 офицера и 1531 рядовой. Следовательно, в плен попали около 5 генералов и 2000 солдат и офицеров дивизии и около 5000 отставших от других частей. Русские взяли так же обозы, 3 орудия и два знамени (44-го и 126-го полков). Знамя 125-го полка удалось спрятать.
«Но и в этих обстоятельствах сказался дух французской армии: чтобы наше знамя не досталось в руки врагов и не было ими взято в качестве победного трофея, некоторые из нашего полка сняли «орел» И знамя с древка и спрятали у себя так тщательно, что оно не могло быть открыто русскими.»
В целом сражение у Старо-Борисова принесло Витгенштейну блестящий, но локальный успех.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)