М-10 ругают за вес и мощность избыточную для дивизионной и недостаточную для корпусной артиллерии. Последнее вряд ли справедливо - по крайней мере в конуе 1942 года (с востановлением корпусов) РККА вновь захтело гаубицу с той же баллистикой. Но с весом всё-таки нужно было что-то делать.

Чтобы понять, как удалось скинуть лишнюю тонну веса нужно взглянуть на следующее фото. Орудие помельче, но лафет тот же.

Это гаубица М-30. "Дивизионного масштаба" - 122-мм.

Вот конструктор обеих орудий,Фёдор Фёдорович Петров и "поженил" в иннициативном порядке два своих детища. И предложил результат военным. А для того, чтобы 152-мм орудие не раздавило лафет, сделанный под гораздо более слабый боеприпас, пришлось прикрутить на ствол мощный двухкамерный дульный тормоз.

Что мешало сделать это рпять лет назад? Предубеждение против демаскирующего эффекта дульного тормоза, имаевшееся в руководстве артиллерии. Эффект никуда не делся, но два года войны выработали ещё большую аллергию против лишнего веса буксируемого орудия.

Это гаубица М-30. "Дивизионного масштаба" - 122-мм.
Вот конструктор обеих орудий,Фёдор Фёдорович Петров и "поженил" в иннициативном порядке два своих детища. И предложил результат военным. А для того, чтобы 152-мм орудие не раздавило лафет, сделанный под гораздо более слабый боеприпас, пришлось прикрутить на ствол мощный двухкамерный дульный тормоз.
Что мешало сделать это рпять лет назад? Предубеждение против демаскирующего эффекта дульного тормоза, имаевшееся в руководстве артиллерии. Эффект никуда не делся, но два года войны выработали ещё большую аллергию против лишнего веса буксируемого орудия.