или открыть полную карту 1700х1575 в новом окне
Статья 1-я. Прусский корпус займет внутри прусских владений линию вдоль по границе от города Мемеля и Ниммерзата до дороги, из Вайнут в Тильзит ведущей. Пространство, которое долженствует занять помянутый Прусский корпус, определится дорогой, ведущей из Тильзита через Шuллупишкен и Мелаукен в Лабиау, включительно с городами, на ней лежащими. С другой стороны пространство сие ограничено будет Куриш-Гафом, так что вся означенная страна будет считаться совершенно нейтральной, доколе занимаема будет прусскими войсками. При сём разумеется, что российские войска могут проходить взад и вперед по вышеупомянутым большим дорогам, но они не должны занимать квартир в городах сего округа.
Статья З-я. Если Его Величество король Прусский или Его Величество император Российский откажутся утвердить настоящее условие, то Прусский корпус волен идти, куда от короля повелено будет.
Статья 4-я. Прусскому корпусу возвращены будут все усталые люди, найденные по Митавской дороге, равно и все, составляющее принадлежность армии. Касательно же снабжения и обозов сказанного корпуса все, составляющее оное, может беспрепятственно проходить между российскими армиями, дабы из Кенигсберга или других дальнейших мест присоединиться к корпусу прусских войск.
Статья 5-я. Ежели приказания генерал-лейтенанта Йорка могут еще дойти до генерал-лейтенанта Массенбаха, в таком случае войска, под начальством сего последнего состоящие, включены будут в настоящее условие.
Статья 6-я. Все пленные, которых российские войска под начальством генерал-майора барона Дибича могут взять у войск генерала Массенбаха, равномерно включены будут в сие условие.
Статья 7-я. Прусский корпус сохранит право всё, касающееся до его снабжения, соображать с областными правлениями прусскими, не исключая даже и тех областей, которые заняты будут российскими войсками.
Настоящееусловие написано вдвойне и снабжено подписанием и собственной печатью нижеподписавшихся.
В мельнице Потернской (близ Таурогена). 18 декабря 1812 года.
Подписано: Йорк, генерал-лейтенант Королевско-Прусской службы.
Барон Дибич, генерал-майор Российско-Императорской службы.
P.S. Русские, кстати, как раз в этот день достигли Шиллупишкена – в деревню вошли казаки под начальством полковника Ягодина. Накануне эти четыре казачьих полка, присланные Платовым, присоединились к авангарду Шепелева. Сам он в это день занял Соммерау. Основные силы Витгенштейна продвинулись к Герскуллену. Двинулся вперёд и отряд Голенищева-Кутузова, перейдя в Гудгаллен.
P.P.S. В конвенции оговаривается судьба «усталых людей, найденные по Митавской дороге» и «пленных, которых российские войска… могут взять у войск генерала Массенбаха», но ни слова не говориться о тех, кого пленил генерал-адъютант Паулуччи. Не удивительно - ни Дибич, ни Йорк о захвате Мемеля знать не могли. Полагаю, действие конвенции распространили и на этих прусских солдат. Точно так же, как отменили назначение в город русского военного коменданта.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)