С земли итальянской в Польшу!
(«Мазурка Домбровского»)

Между тем на исторической родине (которая в 1763 году уплыла из личной унии с Саксонией) в 1771 году озадачились созданием регулярную армии аж в 70 тысяч штыков и сабель. И, естественно, столкнулись с «кадровым голодом» (как через полтора века РККА в период бурного предвоенного роста). Под это дело король Станислав II Август Понятовский попросил курфюрста избавить от присяги и отпустить со службы офицеров-поляков. Если, конечно, пожелают. И 29 июня 1792 года Домбровский перешёл в польскую армию. С повышением в звании до вице-бригадира.
Вот только вновь формируемая армия Польше не помогла – ещё 18 мая, «откликаясь на просьбы» участников Тарговицкой конфедерации, «возмущённых притеснением шляхетских свобод» новой конституцией 1791 года, на территорию страны вступили русские войска. Результатом чего стал Второй раздел Речи Посполитой с аннексией Россией Минска, а Пруссией – Познани. Новоиспечённый командир 1-й бригадой Великопольской кавалерии всю войну простоял у прусской границы.
Новое унижение страны воспринял болезненно, так что когда 12 марта 1794 году вспыхнуло восстание Костюшко, присоединился к нему. Диктатор произвёл Домбровского в генерал-майоры (20 июня 1794 года). Новоиспечённый генерал участвовал в обороне Варшавы от прусских войск (13 июля - 8 сентября 1794 года). Затем поднимал восстание в Великой Польше. 4 октября 1794 года повышен до генерал-лейтенанта. С поражением восстания вынужден сдаться русским.
Речь Посполитая перестала существовать, Костюшко отправился под конвоем в Санкт-Петербург, а Домбровский отделался клятвенным обещанием не воевать против России и её союзников. Уехал в Берлин, затем, в 1796 году, в революционный Париж. Там поляки как раз сумели пролоббировать создание воинских частей из эмигрантов для войны со странами, захватившими Польшу (в текущем моменте это означало Австрию). И генерал-лейтенанту предложили их возглавить. Но для начала - сформировать.
«Польский легион» первоначально состоял из трёх батальонов пехоты и дивизиона артиллерии и насчитывал 1200 человек (то есть был примерно равнозначен полку). Однако к маю (не без помощи генерала Бонапарта - командующего Итальянской армии, под крылом которой шло формирование) численность удалось довести до 5 000 солдат (в основном, за счёт перебежчиков из австрийских частей). Тогда и была написана «походная песня Польского легиона», ставшая позже известной, как «Мазурка Домбровского». В отличие от «полонеза Огинского», название не отражает авторства – слова на порпулярную мелодию неизвестного автора написал Юзеф Выбицкий – один из лидеров польской эмиграции, немело усилий приложивший для создания «легиона».
В марте 1797 года «легион» вступил в борьбу за свободу и независимость Польши… занимаясь подавлением антифранцузских выступлений в Бреши, Вероне и Реджио-Эмилии. Домбровский некоторое время даже является комендантом Рима, в захвате которого поляки тоже отметились. Удача не всегда была на стороне легионеров -14 мая 1799 года Домбровский потерпел довольно чувствительное поражение от итальянских повстанцев у Ригутино. Где-то в это время, продолжающее расти соединение, разделился на две части (1-й и 2-й легионы), во главе которых Домбровский поставил Кароля Отто Княжевича и Юзефа Вильегорски.
19 июня 1799 года Домбровский, под началом командующего Неаполитанской армией дивизионного генерала Этьена Жака Жозефа Александра Макдональда (в компанию 1812 года командующего X армейского корпуса под Ригой) участвует в неудачном сражении с русскими (Суворов) и австрийскими (фон Мелас) войскам у Треббии. А 15 августа 1799 – в не более удачной битве при Нови (уже под командованием Жана-Виктора Моро). Самым же тяжёлым ударом для поляков стала капитуляция Мантуи, в обороне которой участвовал 2-й легион. Если французских и итальянских солдат гарнизона войска австрийцы отпустили под обещание не воевать против них в течение трёх месяцев, то поляков они объявили дезертирами. Со всеми вытекающими последствиями. По результатам компании 1799 года Домбровскому пришлось заново формировать легион. Княжевич же отправился в Страсбург, где занялся созданием Дунайского легиона.
После заключения Люневильского мира многие бойцы Польского легиона вышли в отставку.
А те, что остались в строю (кроме пары батальонов), в 1803 году отправились бороться за независимость Польши… с восставшими неграми на Гаити. Где и сгинули.
Домбровский на Гаити не поехал по той простой причине, что по окончании войны (в феврале 1801 года) перевёлся на французскую службу. И вскоре (4 июля) был повышен до дивизонного генерала.
В общем, никто с «земли итальянской в Польшу» маршем не отправился. Но полезное рвение поляков французы на заметку взяли.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)