23 декабря 1913 года в воздух впервые поднялся четырёхмоторный самолёт "Илья Муромец". А спустя ровно год была создана, укомплектованная такими машинами, эскадра тяжёлых бомбардировщиков. В связи с этим решил продублировать самую первую свою запись в ЖЖ:
Лётчик-испытатель I класса (на момент описываемых событий - красвоенлёт) Алексей Константинович Туманский в своей книге «Полёт сквозь годы» (М.; Воениздат, 1962. Книга на сайте «Военная литература»: http://militera.lib.ru/memo/russian/tumansky_ak/index.html) описал крушение самолёта «Илья Муромец», произошедшее 28 июля 1920 г. так:
«Когда наш отряд перебросили в Славное и мы соединились там с нашими авиационными частями, «муромцы» получили задание произвести налет на Минск… Нам предстояло обрушить удары именно на железнодорожный узел... С болью в сердце готовился я и ждал этого полета, надеясь только на то, что с минуты на минуту Минск будет освобожден нашими. Так оно и случилось в действительности: известие об освобождении города опередило наш вылет. И вместо бомб нам было приказано доставить в Минск касторовое масло для наших истребителей. Я вылетел первым, но попал в сильную грозу и приземлился у станции Жодино.
Организовав охрану машины, тут же сел на поезд [на Минск]… Весь день и всю ночь шел непрерывный дождь. Мы выехали из дому с рассветом. Погода разгулялась. Засветило солнышко, стало тепло. Поле, на которое я сел, было большим и ровным: у границы его проходила проезжая дорога с небольшим накатом, а дальше опять простиралось ровное поле. Мы торопились поскорее возвратиться в Минск. Запустили, опробовали моторы, вырулили. Я пошел на взлет. Грунт представлял собою твердую целину, не размякшую от прошедшего дождя, и мне показалось странным, отчего корабль мой так вяло и медленно набирает скорость. Но выключать моторы было уже поздно. Решил подорвать его перед самой дорогой. Однако попытка моя успеха не имела. Ударившись колесами о накат дороги высотой в полметра, корабль взмыл в воздух, оставив на земле шасси; винт правого среднего мотора разлетелся. Машину страшно затрясло. Я выключил моторы, и мы шлепнулись на землю. Застекленная носовая часть корабля при ударе раскололась, я и Фридриков вылетели через нее как пробки. Весь экипаж остался цел, а вот бидоны с касторкой, лопнув при ударе, превратили внутренность фюзеляжа в ванну, наполненную касторовым маслам.
Жалкий и неприглядный вид имели мы, когда поездом прибыли в Минск и явились к командиру дивизиона. Я не мог не считать себя главным виновником этой поломки, так как должен был учесть, что корабль наш, сильно намокший, стал тяжелее и лететь на нем нельзя.»
Аппарат представлял собой тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» тип Г-1 разработки Русско-Балтийского Вагонного Завода (конструктор – Сикорский). Заводской №274. Оборудован 4 двигателями рижского отделения РБВЗ.6 (РБЗ.6) номинальной мощностью 150 л.с.
Технические данные:
длина, м - 17,1
размах верхнего крыла, м – 30,87
размах нижнего крыла, м - 22,00
площадь крыльев, м2 – 159,6
масса пустого, кг - 3 800
взлётная масса, кг – 5 300
скорость максимальная, км/ч - 115
Принят экипажем в феврале августа 1920 г. на безе Дивизиона Воздушных Кораблей в г. Сарапул. Входил в состав I бойотряда как «2-й бойкорабль»
Экипаж: красвоенлёт Туманский, помощник Кузьмин, бортмеханик Фридриков, штурман Сперанский.
Красвоенлёт Туманский получил другого «Муромца» (тип Г-3 заводской №280, с передачей Туманскому получил в отряде «наследственный» 2-й номер (ранее 5-й)). На фоне этого самолёта и запечатлён на фотографии (стоит в центре). На снимке отчётливо виден орден Красного Знамени вручённый Туманскому приказом по воздушному флоту действующей армии и флота РСФСР № 54 от 24 сентября 1920 г. После гражданской Туманский командовал II отрядом воздушных кораблей, обслуживающих линию Москва-Тула-Орёл. Летал в Туркестане, на линии «Дерлюфта» Тегеран-Баку, на линиях Харьковского и Московского аэроузлов. В дальнейшем работал лётчиком-испытателем. Общий налёт более 10 000 часов.
В книге Марата Хайрулина «Илья Муромец. Гордость русской авиации» так же содержатся сведения об аварии и признании негодным к полётам в тот же день на станции Жодино ещё одного однотипного «Муромца» I бойотряда - заводской №284, 1-й «бойкорабль». Красвоенлёт Ерёменко А.С. (В сентябре получил другой «бойкорабль» 1-й (ранее 6-й), заводской №218)
PS. Фото и графика приводятся по книге Хайрулина «Илья Муромец. Гордость русской авиации». Рисунок Ю.Ф. Иванова. Технические данные по: Шавров В.Б. «История конструкции самолётов в СССР до 1938 г.» М., Машиностроение, 1985.
Лётчик-испытатель I класса (на момент описываемых событий - красвоенлёт) Алексей Константинович Туманский в своей книге «Полёт сквозь годы» (М.; Воениздат, 1962. Книга на сайте «Военная литература»: http://militera.lib.ru/memo/russian/tumansky_ak/index.html) описал крушение самолёта «Илья Муромец», произошедшее 28 июля 1920 г. так:
«Когда наш отряд перебросили в Славное и мы соединились там с нашими авиационными частями, «муромцы» получили задание произвести налет на Минск… Нам предстояло обрушить удары именно на железнодорожный узел... С болью в сердце готовился я и ждал этого полета, надеясь только на то, что с минуты на минуту Минск будет освобожден нашими. Так оно и случилось в действительности: известие об освобождении города опередило наш вылет. И вместо бомб нам было приказано доставить в Минск касторовое масло для наших истребителей. Я вылетел первым, но попал в сильную грозу и приземлился у станции Жодино.
Организовав охрану машины, тут же сел на поезд [на Минск]… Весь день и всю ночь шел непрерывный дождь. Мы выехали из дому с рассветом. Погода разгулялась. Засветило солнышко, стало тепло. Поле, на которое я сел, было большим и ровным: у границы его проходила проезжая дорога с небольшим накатом, а дальше опять простиралось ровное поле. Мы торопились поскорее возвратиться в Минск. Запустили, опробовали моторы, вырулили. Я пошел на взлет. Грунт представлял собою твердую целину, не размякшую от прошедшего дождя, и мне показалось странным, отчего корабль мой так вяло и медленно набирает скорость. Но выключать моторы было уже поздно. Решил подорвать его перед самой дорогой. Однако попытка моя успеха не имела. Ударившись колесами о накат дороги высотой в полметра, корабль взмыл в воздух, оставив на земле шасси; винт правого среднего мотора разлетелся. Машину страшно затрясло. Я выключил моторы, и мы шлепнулись на землю. Застекленная носовая часть корабля при ударе раскололась, я и Фридриков вылетели через нее как пробки. Весь экипаж остался цел, а вот бидоны с касторкой, лопнув при ударе, превратили внутренность фюзеляжа в ванну, наполненную касторовым маслам.
Жалкий и неприглядный вид имели мы, когда поездом прибыли в Минск и явились к командиру дивизиона. Я не мог не считать себя главным виновником этой поломки, так как должен был учесть, что корабль наш, сильно намокший, стал тяжелее и лететь на нем нельзя.»
Аппарат представлял собой тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» тип Г-1 разработки Русско-Балтийского Вагонного Завода (конструктор – Сикорский). Заводской №274. Оборудован 4 двигателями рижского отделения РБВЗ.6 (РБЗ.6) номинальной мощностью 150 л.с.
Технические данные:
длина, м - 17,1
размах верхнего крыла, м – 30,87
размах нижнего крыла, м - 22,00
площадь крыльев, м2 – 159,6
масса пустого, кг - 3 800
взлётная масса, кг – 5 300
скорость максимальная, км/ч - 115
Принят экипажем в феврале августа 1920 г. на безе Дивизиона Воздушных Кораблей в г. Сарапул. Входил в состав I бойотряда как «2-й бойкорабль»
Экипаж: красвоенлёт Туманский, помощник Кузьмин, бортмеханик Фридриков, штурман Сперанский.
Красвоенлёт Туманский получил другого «Муромца» (тип Г-3 заводской №280, с передачей Туманскому получил в отряде «наследственный» 2-й номер (ранее 5-й)). На фоне этого самолёта и запечатлён на фотографии (стоит в центре). На снимке отчётливо виден орден Красного Знамени вручённый Туманскому приказом по воздушному флоту действующей армии и флота РСФСР № 54 от 24 сентября 1920 г. После гражданской Туманский командовал II отрядом воздушных кораблей, обслуживающих линию Москва-Тула-Орёл. Летал в Туркестане, на линии «Дерлюфта» Тегеран-Баку, на линиях Харьковского и Московского аэроузлов. В дальнейшем работал лётчиком-испытателем. Общий налёт более 10 000 часов.
В книге Марата Хайрулина «Илья Муромец. Гордость русской авиации» так же содержатся сведения об аварии и признании негодным к полётам в тот же день на станции Жодино ещё одного однотипного «Муромца» I бойотряда - заводской №284, 1-й «бойкорабль». Красвоенлёт Ерёменко А.С. (В сентябре получил другой «бойкорабль» 1-й (ранее 6-й), заводской №218)
PS. Фото и графика приводятся по книге Хайрулина «Илья Муромец. Гордость русской авиации». Рисунок Ю.Ф. Иванова. Технические данные по: Шавров В.Б. «История конструкции самолётов в СССР до 1938 г.» М., Машиностроение, 1985.