войсковой атаман Войска Донского
генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов)

3-й уланский полк выступил из местечка Турец ещё до рассвета. Около восьми часов утра идущий в авангарде 1-й эскадрон перешёл по мосту реку Уша, обнаружил казачью заставу у деревни Песочна и атаковал её. Казаки боя не приняли и умчались по тракту в сторону Мира. Поляки живо преследовали их и даже взяли несколько пленных. Так вся кавалькада и влетела на улицы местечка. Но возле моста через Мирянку казаки резко развернулись и, поддержанные полком Сысоева 3-го контратаковали.

Примечание: следует иметь в виду, что карта отображает организационный состав войск, а не их численность. В среднем уланский полк имел в составе порядка 700 сабель, казачий – 440.

И нарвался на основные силы Платова. Одновременно в тыл ударили две казачьи сотни, с начала боя находившиеся в засаде - «вентарь» захлопнулся. Казаки быстро сблизились с противником, не давая тому воспользоваться огнестрельным оружием, а в рубке пятикратное преимущество не оставляло никаких шансов. Именно к этому эпизоду относится вынесенная эпиграфом цитата из рапорта Платова Багратиону. 3-й полк буквально раздавлен. Однако, части улан удалось прорваться через плотину. Кому-то посчастливилось переправиться через Мирянку вплавь севернее местечка. Казаки гнали и рубили их до самой Песочной.

Между тем генерал Турно, следуя с двумя другими полками своей бригады, вышел к реке Уша. Получив донесение о разгроме своего авангарда, он оставил 15-й полк улан прикрывать переправу, а с 16-м - поспешил навстречу неприятелю (по другим сведениям у реки оставались 2 эскадрона 15-го и 1 эскадрон 16-го полка).
Решение смелое, но самоубийственное. Развернув свои полки в лаву, Платов лично повёл их в атаку на польские эскадроны (А было Матвею Ивановичу на тот момент почти 59). Уланы были смяты и отброшены за реку. Часть их не попали на узкую греблю дорог и вынуждены были пробираться топкими берегами. Многие погибли или попали в плен. Те, кому удалось оказаться на другом берегу, в беспорядке отступили к местечку Турец.

Казаки их не преследовали. Ряд авторов упоминают, что Платов заметил подход к неприятелю подкреплений. Однако же известно, что обе бригады дивизии Рожнецкого соединились в Турце, то есть сомнительно, чтобы прибытие бригады Дзевановского было видно с берега Уши. Более вероятно, что Платов попросту перестраховался, не желая повторять «успех» Турно. И так, если бы польская дивизия не была так растянута по тракту, а вышла бы к Песоной не двумя полками, а двумя бригадами, то в «вентаре» мог оказаться сам Платов, увлечённый преследованием 3-го уланского полка. Но казачий атаман продемонстрировал гораздо более холодную голову, чем польские офицеры. И вместо рывка на Турец казаки отошли к Миру. Во второй половине дня, приведя потрепанные полки в порядок, Рожнецкий всей дивизией продвинулся к Песочной.

Первый день противостояния под Миром явно остался за казаками. Противник был не только задержан (что являлось целью операции), но и понёс существенный урон. По донесению Латур-Мобура Жерому Бонапарту от 27 июня (9 июля) потери 3-го и 16-го уланских полков составили 8 офицеров, 68 нижних чинов ранеными и 80 убитыми и пленными. Однако, эти цифры явно занижены, так как только поимённые списки военнопленных включают 209 человек (6 офицеров и 116 нижних чинов из 3-го уланского полка, 1 офицер и 68 нижних чинов из 16-го и 18 нижних чинов из 5-го (вероятно 15) уланского полка). Притом, что эти документы учитывают только выживших к моменту их составления, а от полученных ран в плену в первые дни после боя скончалось не менее 30 человек. Ранены же были почти все попавшие в плен.
«…что все они переранены, то это от того, что по упорству их, до тех пор, пока не собьют с лошади, они не сдавались»
Касательно собственных потерь Платов докладывал о 25 убитых и раненых. Столь сильную диспропорцию в потерях сторон (даже если Платов и приуменьшил собственные) можно объяснить лишь излишней самоуверенностью польского командования на всех уровнях, растянувшего свои силы и позволившего (имея в это день численное преимущество 4 400 против 3 500) Платову в каждый ключевой момент боя обеспечить себе тотальный перевес. То есть имели место противостояния: эскадрон против полка, полк против семи с половиной, два (вводимых в бой не одновременно) против семи с половиной. При таком раскладе даже то, что полк улан значительно сильнее иррегулярного казачьего роли уже не играло.
P.S. Простая арифметическая операция сложения 5 ½ полков имеющихся у Платова вечером предыдущего дня и 3 прибывших в течении ночи даёт результат 8 ½. Между тем в литературе фигурирует цифра 7 ½. Дело в том, что в подписанном Платовым списке полков, участвовавших в деле, по какой-то причине отсутствует 1-й Башкирский казачий полк. То ли ошибка составителя документа, то ли подразделение находилось в резерве или в дозоре. Возможно полк оставлен охранять переправу в Мире, но это только предположение.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)