francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Марка "150 гадоу Беларускай Чыгунцы". Вокзалы на купонах

Купоны – это просто праздник. И это я совершенно серьёзно, без ёрничанья. Самая большая претензия к купонам состоит в том, что их не напечатали отдельными марками – они того стоят.



Малый печатный лист
Фотографии и сканы здесь и далее не мои

Левый ряд купонов посвящён "эпохе паровозов". На купоны попали товарные "Серго Орджоникидзе" (СО) и "Лебедянский" (серия Л). Вероятно, выбор мощных и "молодых" машин (годы производства 1934 — 1951 и 1945 — 1955) обусловлен желанием показать развитие этого типа локомотивов по сравнению с паровозом серии В (1871-1872 г.г.) на марке.


Днепропетровский СО17-1613 уже "позировал" когда-то для открытки. (Надо будет всё-таки дописать статьи по этому набору.)

Так же в этот ряд поместили купоны с изображением пассажирских зданий. Я уже упоминал, что сюда попал вокзал "Барановичи-Полесские". Он изображён на самом верхнем купоне. Какое отношение этот вокзал имеет к поводу выпуска марки мне не понятно. Это, без сомнения, интересное здание в важнейшем железнодорожном узле, но при чём тут 150 лет? Даже к первому поезду в Барановичах его никак не притянешь, так как прибывал тот на станцию совсем другой дороги - Александровской. Этот же вокзал возведён в 1889 году Полесскими железными дорогами, что и отражено в названии.

Вообще, Барановичам уделено очень много внимания в этом выпуске. Макет паровоза – установлен в Барановичах. Один из представленных вокзалов – "Барановичи-Полесские". Электропоезд региональных линий ЭПр (кстати, №001) отправляется в Барановичи. Магистральные электровозы БКГ-1 №№ 001 и 002 базируется в барановичском депо. (О двух последних – в следующей части). Оба локомотива на штампе спецгашения – барановичские. Даже на карте, идущей фоном конверта Первого Дня чётко видны два железнодорожных узла – Минск и Барановичи.


В середине левого ряда купонов фотография "Виленского" вокзал в Минске. Он так же не имеет отношения ни к событиям 1862, ни 1871 года. И тоже находится на совсем другой дороге – Либаво (Ландварово) – Ромненской). Но так уж сложилось, что он стал главным вокзалом Белорусской железной дороги. Пусть это случилось далеко не сразу, не в этом виде и под другим именем, но его присутствие здесь не вызывает вопросов.

Кстати, занятный вопрос – почему так получилось, что и в Барановичах и в Минске большие вокзалы были построены не на стратегически более важной Московско-Бресткой (Александровской) железной дороге, а на пересекающих её дорогах (Полесских и Либава-Ромненской)? Все три дороги – казённые, так что частные капиталы тут ни при чём. Неужели пассажиропоток перпендикулярных линий был выше?


Раз уж днём рождения Белорусской железной дороги признали дату открытия линии Гродно-Поречье, то логично было ожидать, что хоть где-нибудь будет изображён вокзал Гродно. И я тщетно пытался его узнать с левом нижнем купоне. Однако никакого сходства не обнаружилось. Тогда я попытался опознать в нём другие вокзалы БЖД и не смог. Ни один из современных белорусских вокзалов никогда так не выглядел. Каверза кроется в слове "вокзал". Дело в том, что такой статус в Белоруссии имеют только два десятка сооружений. Так что то, что вы видите – не вокзал. Это "пассажирское здание" на станции Поречье. Так что старейшая наша линия Поречье-Гродно всё-таки не была обойдена вниманием.



Железнодорожная сеть на 1889 год.


красным показана Петербурго-Варшавская железная дорога;
фиолетовым – Московско-Бресткая (Александровская);
синим – Полесские железные дороги;
зелёным – Либаво-Ромненская железная дорога.


Ещё один вокзал разместился на правом нижнем купоне – на стороне "новейшей истории". Это реинкарнация "Минска-Пассажирского", построенная на месте того, что когда-то было Виленским вокзалом.


Общим фоном всех купонов является фрагмент схемы Белорусской железной дороги, аналогичный тому, который напечатан в левой нижней части конверта Первого Дня. То есть тоже Минск и Барановичи.

Два нижних купона составляют с маркой единый рисунок – на марку "заходят" края изображения зданий (соответственно, с другими купонами марка "не стыкуется"). Получается, что паровоз серии В прибывает на станцию Поречье, а электропоезд городских линий – на Минск-Пассажирский. Но если последнее можно наблюдать регулярно, то первое – невероятно.



Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"

Tags: Барановичи, Железная_дорога, Марки, Минск, Паровоз, Почта
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments