francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Германское "Эхо"

Раз уж упоминал недавно ""Эхо", решил. что надо бы что-нибудь про него выложить...

Вот, казалось бы рядовой тип «Э» раннего выпуска. И конструктивно это так – паровоз не отличается от своих братьев, собранных на Луганском, Брянском, Сормовском, Харьковском или Невском заводах. Вот только изготовлен совсем в другом месте. Это одна из машин собранных в Германии и Швеции в 1921-1924 годах. Как же произошло так, что в Европе стали производить паровозы по русским чертежам для Советской России?



Ситуация на железных дорогах в РСФСР к тому моменту складывалась катастрофическая – почти две трети паровозного парка стояло на паровозных кладбищах. Производство падало. Заводы стояли без материалов, топлива, продовольствия. Персонал разбегался. Брянский завод, к примеру, в 1922 году выпустил 1 (один) паровоз. А в 1923 занимался только ремонтом и ни сделал ни одного.

Не удивительно, что как только была снята экономическая блокада, возникла идея о закупке паровозов за границей. С этой целью в марте 1920 года в Лондон выехала делегация под руководством наркома внешней торговли и путей сообщения Л.Б. Красина. результатом «промежуточной остановки» в Стокгольме стало предварительное соглашение о приобретении 1000 паровозов из которых первые 100 были шведского типа «R», а конструкция последующих должна была быть «адаптирована к России». Параллельно начались переговоры о производстве 1-2 тыс. паровозов в Германии а ещё раньше о выкупе остатка дореволюционного заказа в Америке.

В июне в Швецию прибыл член президиума ВСНХ профессор Ю.В. Ломоносов. Заказ на тип «R» был им заменён заказом на производство паровозов типа «Э». Для осуществления этого решения, с одобрения В.И. Ленина, в ноябре была создана вневедомственная «Российская железнодорожная миссия» (РЖМ).

Миссии удалось организовать массовое производство взаимозаменяемых (!) деталей паровозов по русским чертежам и их сборку на двух десятках (!) различных заводах в Германии и заводе «Нидквист и Гольм» в Швеции. Данный паровоз уникален ещё и тем, что его сборка осуществлялась на заводе «Борзиг» из случайным образом выбранных деталей, изготовленных на других заводах. Так на собственную раму были установлены: котёл - «АЭГ», поршни и штоки – «Гумбольдт», нечётные оси - «Крупп», чётные оси и левый цилиндр – «Геншель», а правый цилиндр привезли из Швеции. Впрочем, некоторые отличия германских паровозов от шведских и российских «Эхо» имелись – для перегона по «европейской» сети дорог рама был выполнена зауженной на 30 мм, был увеличен диаметр сухопарника.

Уникальной для того времени была и транспортировка полностью собранных (результат неудачного опыта с разборкой американских паровозов типа Е) паровозов пароходами.

Всего таким образом было построено 700 паровозов типа «Эг» (в Германии номера с 5023) и 500 «Эш» (в Швеции – номера с 4000). Кроме того, РЖМ осуществлялась закупка вагонов, рельс, паровых турбин.

Однако, постепенно, актуальность закупок паровозов за рубежом снижалась. Всё чаще раздавались голоса о предпочтительности направления средств на собственное производство. Плюс не обошлось без столкновения личных амбиций Ломоносова и Красина. Результатом стала череда доносов, проверок и комиссий, последняя из которых в сентябре 1924 года отказалась утвердить отчёт «Миссии». Сама «Миссия» была ликвидирована в апреле 1923 года (а постановление Совнаркома об этом вышло ещё в октябре 1942), хоть и продолжала функционировать, как «представительство НКПС за границей». В этих условиях Ломоносов предпочёл не возвращаться из очередной командировки в Германию.

Прекращение вливаний в чужое паровозостроение не привело к мгновенному восстановлению собственного – выпуск «эхо» во второй половине двадцатых годов не превышал сотни машин в год. А суммарный выпуск однотипных паровозов за 1912-1925 составил 1,5 тысячи. Появление за три года 1200 новых, качественно изготовленных паровозов (причём самого мощного из имеющихся типов) весьма поспособствовало восстановлению железнодорожного транспорта.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments